Разина Елена
Консультация «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО :
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
Фонематический слух -тонкий слух, позволяющий различать и
узнавать фонемы родного языка.
Публикация «Консультация „Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Стадии развития фонематического слуха :
первая - формирование способности различать гласные звуки;
вторая – различать согласные звуки.
При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематическое восприятие - способность различать фонемы родного
языка и определять звуковой состав слова.
Четыре ступени формирования фонематического восприятия :
первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;
вторая – выделять первый и последний звук в слове;
третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте.
В своей работе по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ, я использую различные методы и приемы, начиная с самых первых этапов, проводила игры и упражнения на развитие дыхания, силы и тембра голоса, включая эти игры в подгрупповые и индивидуальные занятия.
Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным.
При проведении упражнений привлекать внимание детей не только к звучанию, но и к артикуляции звуков.
Всю коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ условно разделить на 6 этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков звукового анализа.
1 этап: Игры на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. На развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На первом этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.
Зачем это нужно? Узнавание и различение сходных бытовых шумов является отличной базой для становления фонематического слуха и в дальнейшем грамотного письма.
На самых первых занятиях учить детей узнавать и различать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, как шуршат листья под ногами, как звенит звонок, как топают детские ножки, кто сказал: «мяу» и т. д.
Применять игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звонок звенит. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки. Особое внимание обращать на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: пораход гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т. д.
Чтобы обострить работу только одного анализатора (слуха, необходимо отключить другой, работающий совместно (зрение). Поэтому применять игры на отгадывание предметов, издающих звуки, без зрительной опоры.
Вот еще несколько игр, которые с успехом использовала на этом этапе.
1.«Шумящие коробочки».
Взять небольшие коробочки, наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки (песок, крупу, горох, кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д.) Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивался к звучанию. Затем он берет коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
2.«Угадай, что делать»
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка.
Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
3.«Угадай, на чем играю»
Подготовить музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и убрать игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, попросить детей угадать, на чем играли. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
4.«Угадай, что делают» .
Предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш. Показать детям приготовленные предметы и произвести с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Педагог убирает все за
ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Если дети легко справляются с заданием, можно увеличить
количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
5. «Колокольчик».
Дети встают в круг. Предложить им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенел в разных местах круга. Водящий отгадывает и показывает, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
6. «Тихо –громко» .
Посадить на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объяснить и показать, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и как маленький — тихо, слабо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней воспроизводить то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок отгадывал и показывал, какой из зайцев только что играл.
2 этап: Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса.
Постепенно отработав на материале неречевых звуков, переходить и охватывать звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.
При развитии речевого слуха работа происходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому.
Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию, т. е. использовать картинный материал.
На протяжении всего второго этапа учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса, при этом использовать следующие игровые упражнения:
1.«Угадай, кто зовет?»
Детям предложить по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый раз по очереди, кричат водящему: «Ау!», тот отгадывает, кто кричит. И последний вариант этой игры состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий в «лесу» : он произносит: «Ау!» то громко, то тихо.
2. «Котенок».
Это упражнение можно использовать в конспектах по теме «Домашние животные», как для среднего так и для старшего возраста.
Показать ребенку игрушку котенка или картинку котенка, и попросить их внимательно слушать и запоминать, как мяукает котенок близко (громко, а как - далеко (тихо). Затем произнести: «Мяу!», меняя силу голоса, дети отгадывают, близко или далеко мяукал котенок. Затем попросить детей помяукать по команде: «Близко» или: «Далеко».
Аналогично проводить занятия, на которых дети учаться различать, где гудит пароход (у-у-у, далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т. д.
3. «Три медведя».
Выставить перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего и маленького. Затем, рассказать сказку о трех медведях (в сокращенном варианте, произнести соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают и показывают, какой из медведей мог так сказать.
4. «Кто кого зовет?» по лексической теме «Домашние животные».
Детям раздать картинки домашних животных и их детенышей коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т. п. Произнести каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, и т. д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимают соответствующую картинку.
5. «Телефон».
Тихо «на ушко» сказать слово (можно брать по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
3 этап: Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе, дети учатся различать похожие слова по звучанию, учаться подбирать рифму, находить ошибки, связанные со звуковым составом слова, находить пропущенный звук. Чтобы детям легче было усвоить этот материал,
сделать картотеку игровых упражнений на различение слов, близких по звуковому составу, используя пособие В. П Невской «Речевые игры и упражнения» с постепенным усложнением, т. е. в начале брать слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные (показ книги и картотеки).
Вот такие игры: «Подскажи словечко»
Наша старшая сестра
Вяжет с самого у….(утра)
Быть мне нужно очень колкой:
Как иначе шить … (иголкой! и т. д.
«Подбери слово в рифму»
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке. (жук)
Мы собирали васильки,
На головах у нас. (венки)
«Подбери словечко»
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня.» (плечом, коленом, ногой)
«Найди ошибку и назови слово правильно».
Писем мы не написали - тучку (ручку)целый день искали.
Доску на гору везём, будем строить новый ком. (дом)
«Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова».
Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики,
«Какой звук пропал в слове?»
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама. осы.
Землю роет старый к. от, под землёю он живёт.
«Подставь нужное слово».
Что скатали мы зимой? (ком)
Что построили с тобой? (дом)
На крючок в реке попал усатый?. (сом)
«Подобрать в рифму названия овощей со звуком К».
Где весною было пусто, летом выросла. (капуста)
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп)
«Упражнять в умении находить самое короткое слово».
СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК
«Путаница»
У Тани голубые. ЛАПКИ.
Когтистые у кошки. ТАПКИ.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
Игрушки покупают Ваню.
Мозаика складывает детей.
«Закончи слово»
Из кармана у Аркашки
Вечно сыплются бу….
«Конец слова за тобой»
Придумать разные слова на слог СА
Эти игры можно проводить на индивидуальных занятиях с детьми старшего и подготовительного возраста.
4 этап и 5 этап: Игры на дифференциацию слогов и фонем.
На этом этапе постепенно дети учатся различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в играх варьируется подбор слов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.
Дети учатся различать фонемы родного языка. Причем работу начинать с дифференциации гласных звуков, затем согласных звуков.
1. «Чей звук?»
Детям раздаются картинки с изображением самолета, малыша, ослика, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее педагог произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Затем проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».
2. «Посчитай и положи»
Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, «а», «ау», «иоу», «о» и т. д. Дети откладывают на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных гласных.
3. «Назови слоги по порядку»
Произнести слово, а дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ.
Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС, затем больше слогов.
Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
4. «Бабочки».
Предложить детям усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э].
Произнести разные звуки, а дети усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.
5.«Флажки».
Называть звук. Дети, определяют, какой это звук и поднимают флажок соответствующего цвета :
гласный – красный флажок,
согласный мягкий – зеленый флажок,
согласный твёрдый – синий флажок.
Использовать так же игры : «Разноцветные флажки», «Хлопни, если услышишь звук У», «Собери ромашку», «Дифференциация звуков по картинкам» .
6 этап: Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.
Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа и синтеза, предполагающий операции на уровне звука.
При обучении звуковому анализу и синтезу слова определена такая последовательность работы:
- определение количества слогов в словах разной сложности;
• выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
• выделение из слога гласного, затем согласного звука;
• выделение первого, последнего звука в слове;
• выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
• определение места, количества, последовательности звуков в слове;
Начинать эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова. Объяснить и показывать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию дети упражнялись в отхлопывании различных слов.
Игры на определение количества слогов в словах разной сложности.
1.«ОТБЕЙ СЛОГИ МЯЧОМ» Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.
2.«ПАРАВОЗ И ВАГОНЧИКИ» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
3.«ГУСЕНИЦА» Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.
4.«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
Игры на определение примерного места звука в слове:
1.«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?
2.«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать где слышится звук.
3.«Клумба» Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
Далее дети учились определять количество и последовательности звуков в слове в играх:
1.«ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.
2.«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.
3.«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.
4.«Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.
Для детей старшей и подготовительной группы разработать картотеку игр на развитие фонематического слуха по звукам.
Игра “Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
активизация и расширение словаря детей; развитие мыслительных операций.
Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.