Получи документы

«Разным воздух наш бывает». Конспект занятия в старшей логопедической группе

Оксана Цаканова
«Разным воздух наш бывает». Конспект занятия в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Разным воздух наш бывает».

Цель:

- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с воздухом.

Задачи:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- научить проводить несложные опыты с воздухом, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- активизировать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь;

- воспитывать интерес к окружающей жизни;

- формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.

- развивать внимание, воображение, наблюдательность.

Предварительная работа:

- беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, наблюдение за ветром.

Оборудование:

- стаканчики, емкости с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, мыльные пузыри, воздушные шары, пластиковая бутылка с шариком, газированная вода, карточки с изображением духовых инструментов, баночки с чесноком, апельсином, духами, изюм, аудиозапись звуков ветра, метели, вьюги.

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

(Организационный момент).

Воспитатель.

-Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Здравствуйте, мои друзья!

-Сегодня у нас будет не простое занятие, мы превратимся в настоящих ученых. А вы знаете где ученые проводят различные исследования и опыты? (Они проводят опыты в лабораториях).

-У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Повернемся вокруг себя с закрытыми глазами. Ну вот мы и ученые. А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем! (Воздух).

Воспитатель.

- Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Прежде, чем зайти в нашу лабораторию нам необходимо познакомиться с правилами поведения.

1. Соблюдать тишину.

2. Не перебивать друг друга.

3. Соблюдать правила безопасности.

Воспитатель.

-А как вы думаете, для чего нужен воздух? (Мы им дышим). Сделайте глубокий вдох, выдох. А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней. Но сколько же человек может прожить без воздуха? Вот, попробуйте, зажмите нос. Трудно не дышать? Конечно, ведь без воздуха человек может обойтись всего 5 мин. А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям.) Правильно, воздух нужен всем живым существам и объектам природы.

Вот мы с вами так долго говорим о воздухе, интересно, а где он – справа, а может быть сверху, но что-то и сзади я его не вижу…

(Практическая часть).

Опыт 1. «Поймай воздух».

-Ребята, а вы хотите попробовать поймать воздух и увидеть его? У вас есть пакеты, которыми мы будем ловить воздух. Как вы думаете, получится? Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений, потом быстро закройте пакет. Что мы видим? (Пакет надулся).

Что у вас внутри пакета, вокруг нас же ничего не было? (Воздух). Какой он этот воздух? (Прозрачный, невидимый).

Молодцы, правильно. Видите, воздух невидим, но мы его можем поймать.

Вывод: воздух прозрачный, невидим и принимает разную форму.

Опыт 2. «Движение воздуха».

- Вы держите свои надутые пакетики в руках. Поднесите их к лицу и выпустите невидимку. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Возьмите веера, помашите ими и скажите, что вы чувствуете? (Воздух, холодок). А теперь подуйте на ладошки, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха). А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? (Ветерок).

Вывод: воздух движется, его можно почувствовать кожей.

Опыт 3. «Имеет ли воздух запах?».

- Ребята, а чем пахнет воздух? (Ответы детей).

Хотите проверить ваши предположения? Предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу.

Д/и «Узнай по запаху».

(Дети закрывают глаза, им предлагается почувствовать какой-либо аромат, спрашивая: «Чем пахнет?»).

-Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.

Вывод: воздух не имеет запаха, он его переносит.

Опыт 4. «Что в стакане?»

- Посмотрите, у вас на столе стаканы. Как вы думаете, они пустые? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкости с водой и эти стаканы.

Перевернем стаканы вверх дном и будем медленно опускать их в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? (Снаружи стакан мокрый, а внутри сухой). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Вывод: воздух занимает место.

Опыт 5. «Есть ли воздух внутри нас».

- А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (Ответы детей). А давайте проверим! Для этого нам понадобятся емкости с водой и трубочки. Подуем в трубочки и посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки). Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы детей).

Пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду, получаются пузырьки.

Вывод: внутри нас есть воздух, и мы можем его увидеть.

Воспитатель: Ребята! У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достает мыльные пузыри). Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыкальное сопровождение).

Опыт 6. «Заколдованный шарик».

Шарик надеваем на пустую пластиковую бутылку, затем погружаем ее сначала в горячую, потом в холодную воду. Шарик то надувается (воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки, то сдувается (при охлаждении сжимается).

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Опыт 7. «Легче ли воздух воды?».

-Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? (В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная). Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: воздух легче, чем вода.

Опыт 8. «Как можно воздух услышать?».

- Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать (Ответы детей; показ карточек с изображением духовых инструментов).

Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента, происходит быстрое движение воздуха - «колебание», получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

У меня есть обыкновенный воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, из шарика выходит воздух. А теперь закройте глаза и послушайте (аудиозапись звуков ветра, метели, вьюги) Ребята, оказывается, это тоже всё воздух, его движение в природе. Значит, мы можем услышать воздух разными способами.

Вывод: звук возникает, когда колеблется воздух, и тогда мы можем его услышать.

Воспитатель:

-Ребята, на сегодня опыты закончились, вы хорошо поработали. Подойдите ко мне, мы превращаемся опять в обычных ребят. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы определили.

1. Воздух прозрачный, невидим и принимает разную форму.

2. Воздух движется, его можно почувствовать кожей.

3. Воздух не имеет запаха, он его переносит.

4. Воздух занимает место.

5. Внутри нас есть воздух, и мы можем его увидеть.

6. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

7. Воздух легче, чем вода.

8. Воздух мы можем услышать.

-Послушайте стихотворение.

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

(Андреева-Доглядная Марина).

- Спасибо, ребята, за занятие! Вы все были активны, любознательны, настоящими учеными!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает.

Фотоотчет по изучению правил пожарной безопасности «Огонь бывает разным»Фотоотчет по изучению правил пожарной безопасности «Огонь бывает разным» Фотоотчет по изучению правил пожарной безопасности «Огонь бывает разным». Изучение правил пожарной безопасности стало намного интересней.

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Какая бывает одежда»Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Какая бывает одежда» Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Одежда». Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о различных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Разным воздух наш бывает». Конспект занятия в старшей логопедической группе
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Разным воздух наш бывает». Конспект занятия в старшей логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Цаканова (УИ 357262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД