Оксана Цаканова
«Разным воздух наш бывает». Конспект занятия в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Разным воздух наш бывает».
Цель:
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- научить проводить несложные опыты с воздухом, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- активизировать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь;
- воспитывать интерес к окружающей жизни;
- формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.
- развивать внимание, воображение, наблюдательность.
Предварительная работа:
- беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, наблюдение за ветром.
Оборудование:
- стаканчики, емкости с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, мыльные пузыри, воздушные шары, пластиковая бутылка с шариком, газированная вода, карточки с изображением духовых инструментов, баночки с чесноком, апельсином, духами, изюм, аудиозапись звуков ветра, метели, вьюги.
Ход познавательно-исследовательской деятельности.
(Организационный момент).
Воспитатель.
-Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Здравствуйте, мои друзья!
-Сегодня у нас будет не простое занятие, мы превратимся в настоящих ученых. А вы знаете где ученые проводят различные исследования и опыты? (Они проводят опыты в лабораториях).
-У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Повернемся вокруг себя с закрытыми глазами. Ну вот мы и ученые. А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух).
Воспитатель.
- Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Прежде, чем зайти в нашу лабораторию нам необходимо познакомиться с правилами поведения.
1. Соблюдать тишину.
2. Не перебивать друг друга.
3. Соблюдать правила безопасности.
Воспитатель.
-А как вы думаете, для чего нужен воздух? (Мы им дышим). Сделайте глубокий вдох, выдох. А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней. Но сколько же человек может прожить без воздуха? Вот, попробуйте, зажмите нос. Трудно не дышать? Конечно, ведь без воздуха человек может обойтись всего 5 мин. А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям.) Правильно, воздух нужен всем живым существам и объектам природы.
Вот мы с вами так долго говорим о воздухе, интересно, а где он – справа, а может быть сверху, но что-то и сзади я его не вижу…
(Практическая часть).
Опыт 1. «Поймай воздух».
-Ребята, а вы хотите попробовать поймать воздух и увидеть его? У вас есть пакеты, которыми мы будем ловить воздух. Как вы думаете, получится? Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений, потом быстро закройте пакет. Что мы видим? (Пакет надулся).
Что у вас внутри пакета, вокруг нас же ничего не было? (Воздух). Какой он этот воздух? (Прозрачный, невидимый).
Молодцы, правильно. Видите, воздух невидим, но мы его можем поймать.
Вывод: воздух прозрачный, невидим и принимает разную форму.
Опыт 2. «Движение воздуха».
- Вы держите свои надутые пакетики в руках. Поднесите их к лицу и выпустите невидимку. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Возьмите веера, помашите ими и скажите, что вы чувствуете? (Воздух, холодок). А теперь подуйте на ладошки, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха). А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? (Ветерок).
Вывод: воздух движется, его можно почувствовать кожей.
Опыт 3. «Имеет ли воздух запах?».
- Ребята, а чем пахнет воздух? (Ответы детей).
Хотите проверить ваши предположения? Предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу.
Д/и «Узнай по запаху».
(Дети закрывают глаза, им предлагается почувствовать какой-либо аромат, спрашивая: «Чем пахнет?»).
-Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.
Вывод: воздух не имеет запаха, он его переносит.
Опыт 4. «Что в стакане?»
- Посмотрите, у вас на столе стаканы. Как вы думаете, они пустые? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкости с водой и эти стаканы.
Перевернем стаканы вверх дном и будем медленно опускать их в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? (Снаружи стакан мокрый, а внутри сухой). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Вывод: воздух занимает место.
Опыт 5. «Есть ли воздух внутри нас».
- А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (Ответы детей). А давайте проверим! Для этого нам понадобятся емкости с водой и трубочки. Подуем в трубочки и посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки). Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы детей).
Пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду, получаются пузырьки.
Вывод: внутри нас есть воздух, и мы можем его увидеть.
Воспитатель: Ребята! У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достает мыльные пузыри). Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыкальное сопровождение).
Опыт 6. «Заколдованный шарик».
Шарик надеваем на пустую пластиковую бутылку, затем погружаем ее сначала в горячую, потом в холодную воду. Шарик то надувается (воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки, то сдувается (при охлаждении сжимается).
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Опыт 7. «Легче ли воздух воды?».
-Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? (В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная). Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: воздух легче, чем вода.
Опыт 8. «Как можно воздух услышать?».
- Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать (Ответы детей; показ карточек с изображением духовых инструментов).
Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента, происходит быстрое движение воздуха - «колебание», получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.
У меня есть обыкновенный воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, из шарика выходит воздух. А теперь закройте глаза и послушайте (аудиозапись звуков ветра, метели, вьюги) Ребята, оказывается, это тоже всё воздух, его движение в природе. Значит, мы можем услышать воздух разными способами.
Вывод: звук возникает, когда колеблется воздух, и тогда мы можем его услышать.
Воспитатель:
-Ребята, на сегодня опыты закончились, вы хорошо поработали. Подойдите ко мне, мы превращаемся опять в обычных ребят. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы определили.
1. Воздух прозрачный, невидим и принимает разную форму.
2. Воздух движется, его можно почувствовать кожей.
3. Воздух не имеет запаха, он его переносит.
4. Воздух занимает место.
5. Внутри нас есть воздух, и мы можем его увидеть.
6. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
7. Воздух легче, чем вода.
8. Воздух мы можем услышать.
-Послушайте стихотворение.
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
(Андреева-Доглядная Марина).
- Спасибо, ребята, за занятие! Вы все были активны, любознательны, настоящими учеными!