Получи документы

Консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие»

Татьяна Ткешелашвили
Консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие

Стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовём?».

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Публикация «Консультация „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем современности в нашей стране является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Сегодня не многие россияне могут смело заявить, что гордятся Отчизной, а некоторые и вовсе сменили духовные ценности на материальные блага и уезжают за ее пределы в надежде найти лучшую жизнь. Во многом это связано с отсутствием идеалов — старые потеряны, новые не определены. А между тем, отсутствие чувства патриотизма очень опасно для страны и ее народа.

Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к тому, что подрастающее поколение растет в духе безнравственности, социальной апатии, цинизма, равняется на зарубежные традиции и стиль жизни, возвеличивает культ иностранных праздников, забывая при этом русские, пополняет словарный запас засильем иностранных слов. История человечества показывает, что вопросы гражданского и патриотического воспитания всегда находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, используя при этом различные методы, средства и формы работы. Наши дни не исключение и сегодня как никогда со стороны государства усилено внимание к решению задач, связанных с патриотическим воспитанием.

Основу духовной жизни любого общества во все времена составляют Родина, семья, достояние культуры, родная природа, история народа. Это же является фундаментом становления личности. Сегодня государством разработан ряд нормативных документов, направленных на патриотическое воспитание гражданина: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», Федеральный образовательный государственный образовательный стандарт, «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) ставит следующие цели по патриотическому воспитанию: «формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Созданию условий для всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развитию инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности». Подчеркивается необходимость учитывать этнокультурный контекст для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира, семья по ФГОС является активным участником образовательного процесса, а потому принцип сотрудничества дошкольного учреждения с семьей является основополагающим в построении воспитательного процесса.

Старший дошкольный возраст — это время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте еще не включает в себя понятие Родины в широком смысле. Для детей патриотизм — это прежде всего воспитание любви к своей семье, к месту рождения, родному двору, улице, городу.

Именно об этом писал К. Д. Ушинский, для которого формирование нравственных ценностей у детей, являлось основополагающим: «воспитывает все, что окружает ребенка: природа, семья, общество, народ, его религия и язык, словом, природа и история в обширном смысле этих обширных понятий».

Продолжал развивать идеи К. Д. Ушинского и русский педагог Н. Ф. Бунаков, который отмечал, что «не нужно искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им всё отечественное преувеличенно прекрасным». По его мнению, «в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств и нравственных ценностей у дошкольников играет атмосфера доверительного общения, уюта и радости. Именно художественно-эстетическая деятельность есть многофункциональное интегрированное пространство, которое способствует комфортному самочувствию детей и доверительным отношениям.

Основополагающий принцип построения художественной деятельности – диалог искусств: живопись, музыка, литература, театр и т. д.

Это позволяет создать в сознании целостный художественный образ окружающего мира: дом, семья, детский сад, мой город, моя страна – Россия.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребёнок не просто учится лепить, рисовать, клеить, выкладывать, а творить прекрасное, используя способности думать, мыслить, чувствовать, сопереживать, анализировать, делать выводы и творить. А, самое главное, он учится любить, ценить, оберегать и беречь всё то, что его окружает.

Существуют разные средства нравственно-патриотического воспитания. Но особыми возможностями в развитии патриотических чувств у дошкольников обладает изобразительное искусство, музыка, художественное слово и изобразительная деятельность.

Именно художественная деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, слышит песни своего народа, в сердце ребенка начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине.

Познание ребенком нравственных ценностей через художественно-эстетическое развитие — особый процесс. Это, прежде всего «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже сформирован интерес к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой, он способен проанализировать связь между событиями в его жизни и содержанием художественных произведений, может дать нравственную оценку героям художественных произведений. Старший дошкольник отличается богатством и глубиной переживаний, по-разному может их проявлять.

Ему уже свойственно такое понятие как «эмоциональное предвосхищение», когда он предчувствует собственные переживания и переживания других людей, которые связаны с результатом тех или иных поступков и действий ребенка: «Когда мама увидит мою поделку, она будет счастлива».

В процессе формирования патриотических представлений у старших дошкольников особое внимание уделяется развитию таких качеств, как доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость и уважительное отношение к человеку труда. Для ребенка возраста 5-7 лет свойственны такие формы выражения, как интонация, мимика, пантомимика. Овладев выразительными средствами, он способен более глубоко понимать и переживать за чувства другого человека и передавать это в своих творениях.

Трудно представить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников без привлечения в помощники богатейшей природы нашей страны, края, города – этого самого естественного источника творческого вдохновения.

Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских художников, поэтов и композиторов – патриотов, безгранично любящих свою Родину – Россию (Рахманинов, Римский-Кормаков, Мусоргский, Левитан, Шишкин, Гробарь, Сарьян, Герасимов, Пушкин, Тютчев, Толстой а также наши региональные художники, поэты и композиторы. О героическом труде русского человека Нахалова, Новиков, Пластов).

Для полноценного формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в детской деятельности нужно использовать разные виды мотивации.

1. Интегрированные тематические занятия по художественно-эстетическому развитию и этические беседы с использованием картин русских художников, патриотических песен, мелодий, стихов, воспевающих красоту и многообразие русской природы.

«Богатыри земли русской»

«Я и моя семья»

«Природа родного края»

«Мой город»

«Мой народ и его традиции»

«Защитники моего отечества»

«И помнит мир спасённый…»

2. В совместной и кружковой деятельности используем устное народное творчество.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование нравственной мотивации и патриотических чувств у дошкольников.

Русские народные пословицы, поговорки, попевки, потешки раскрывают народную мудрость, воспитывают уважение к старшим поколениям, старинным русским образам, к родной речи.

В этих строках Родина и Отчизма сравниваются с дорогим именем «Родная земля – Матушка», «Родина и мать – родные сестры», «Нет роднее и ближе родимой сторонушки».

3. Используем рубрику «Азбука изобразительного искусства» через видеоматериалы :

«Москва златоглавая»

«Золотое кольцо России»

«Зодчество – Кижи»

Музеи Санкт-Петербурга и Москвы: «Эрмитаж», «Русский музей», «Третьяковская галерея»

• Музей народно-прикладного искусства в Ростове

• Музей имени Ярошенко в Кисловодске

• Храмы и святые места духовной России (Тверь, Валаам, Санкт-Петербург, Москва)

Все эти места духовного и изобразительного искусства являются национальным достоянием, предметом гордости, таланта нашей великой Руси, через которые осуществляется приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

4. Русские народные сказки и былины.

Посредством русских народных сказок и былин знакомим детей с самобытностью жизни русского народа в прошлом, о мужестве, о его храбрости и находчивости.

В сказках и былинах всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить, как родимую сторонку любить. Сказки с патриотическим содержанием, нравственные поступки их героев раскрывают разные человеческие качества: доброта и отзывчивость, смелость и храбрость, трудолюбие и скромность, а также трусость, жадность и ложь.

Русские народные сказки:

«Никита Кожемяка»

«Русь богатырская»

«Алёша Попович и Тугарин Змей»

«Три богатыря»

Всё это является противоядием распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры и обогащает словарь родной речью.

5. Декоративно-прикладное искусство.

Цикл занятий на тему «Золотые руки мастеров России» : занятие-путешествие, занятия-превращения, занятие-ярмарка.

В процессе этих занятий расширяются и обогащаются знания детей о труде и творчестве русских мастеров: игрушечников, гончаров, зодчих, художников декоративных русских росписей, воспитывается уважение и гордость за свой народ и его талант.

Дети знакомятся с русским бытом, традициями и семейными мастеровыми династиями. Всё это развивает интерес к декоративно-прикладному искусству, красоте, воспитывает чувство гордости и сопричастности к русской культуре.

Мы – педагоги обязаны неуклонно использовать богатейшее наследие нашего народа и культуры в воспитании будущего поколения.

Мы должны ежедневно насыщать словарь детей такими пословицами, как:

«Родной край – сердцу рай»

«Нет в мире краше Родины нашей»

«Нет сына без Отчизны»

«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа» для того, чтобы искоренить иностранные слова и воспитать в детях любовь к своему родному языку и Родине.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию "Образовательная область художественно-эстетическое.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 21:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через художественно-эстетическое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ткешелашвили в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД