Светлана Нехаева
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы
Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. Таковы, например, Воскресенский Кафедральный собор, памятник атаману Платову в Новочеркасске.
Публикация «„Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством“, Часть 2,» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Итак, очевидно: в дошедшем до наших дней наследии есть всё, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников.
С учётом этого и определяется работа на третьем этапе – это тема духовности [7]. Цель её как проектируемый результат, который хотели получить, виделась в том, чтобы каждый ребёнок, приобщаясь к системе культурных ценностей, любил свой край, мог восхищаться красотой; чтобы развивались интеллектуальные, творческие способности ребёнка, культивировалась интеллигентность, чтобы каждый ребёнок ощутил себя личностью, получил представление о труде как факторе материальных и духовных ценностей страны, почувствовал бы себя участником возрождения традиций российской ментальности.
Для этого была смоделирована своя собственная деятельность, направленная на:
•создание целостной образовательной среды с включением работы кружка по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»;
•вовлечение в образовательно – воспитательный процесс реальных носителей культуры родного края (детская библиотека, воспитанники детской музыкальной школы).
Опираясь на требования ФГОС ДО, где делается акцент на взаимодействие детей и взрослых (педагогов и родителей, ориентированное на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а также организацию самостоятельной деятельности детей и создание развивающей среды [1], наше образовательное учреждение поддерживает тесную связь с родителями и взаимодействует с различными учреждениями города, а активное сотрудничество с казачеством г. Гуково, музеем шахтёрского труда позволило расширить знания детей об истории малой Родины, возродить систему духовных ценностей Донского края, обеспечить историческую культуру.
Решая задачи, выстраивала свою работу, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. (Пункт 1.4.3. ФГОС ДО) [1], а основу его содержания в этом процессе в определённом социальном контексте составляла художественная, трудовая, познавательная деятельность, в процессе которой происходит познание мира ребёнком, формирование самого себя. Реализуя содержание личностно – ориентированной образовательно – воспитательной системы, я использовала технологии и методы [3].
Структура педагогической технологии, используемой мною в работе:
•концептуальная основа (научная база);
•содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса);
•процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации педагогического процесса, результаты).
Осмыслив теоретические положения, разработала и внедрила в свою работу такие педагогические технологии, которые были направлены на введение детей в мир народной культуры, искусства. При этом я проявила своё личностное отношение к этим технологиям, определилась в выборе наиболее приемлемых для осуществления целей и задач своего направления педагогической работы в ДОУ [3].
Культуросообразные технологии направлены на приобщение детей к ценностям региональной культуры (донские казаки).
В них включены следующие последовательно применяемые методы, приёмы обучения, воспитательные средства:
- культурологические беседы, рассказы педагога;
- выражение своего эмоционального отношения: высказать своими словами свои впечатления увиденного, услышанного с настроением, которое они вызывают, мотивировать, объяснить его;
- введение в художественно – эстетическую развивающую среду предметов искусства и быта Донского края;
- диалоги о произведениях народного промысла, познание ценностных смыслов, выражения отношений к донскому фольклору, искусству, музыке.
При взаимодействии с детьми своей группы я использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Применяя в своей работе игровую технологию, предусматривающую особые способы усвоения культурной информации детьми, ребёнок может активно проявить себя творческим субъектом деятельности. Это и ситуации воображаемых действий, перевоплощения, олицетворения, импровизации, дидактические, режиссерские игры в «окружающий мир», ролевые игры, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, включение в сюжетно – ролевую игру определённых запланированных заданий и т. д.
Приобщение детей к народной культуре – сложный процесс, который понимается как форма познания детьми дошкольного возраста её смысла, символов, знаков, сущности, как способ адаптации ребёнка в социальной сфере и он строится по результатам диагностики с перспективой на зону ближайшего развития детей [5]. Для отслеживания динамики развития воспитанников проводимой два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года, были разработаны критерии и уровни сформированности их культурной компетентности.
Когнитивный (познавательный) компонент: наличие знаний о культурно – исторических традициях, об истории Донского края, об основных достопримечательностях и знаменитых людях региона; представления о современных особенностях края (развитие промышленности, культуры, природоохранной деятельности и т. д); понимание взаимосвязи между особенностями природного ландшафта и развитием промышленности и культуры региона; когнитивная картина мира, включающая совокупность знаний о социокультурной деятельности.
Мотивационный компонент: наличие интереса и потребности к усвоению знаний культурного пространства Донского края; желание следовать культурно – историческим традициям, поддерживать их и развивать; успешное выполнение различных видов деятельности по освоению культуры края.
Поведенческий компонент: приобретение самостоятельного опыта продолжения традиций через различные виды деятельности; способность переносить приобретённый опыт в жизнь; умение творчески преобразовывать имеющийся опыт различными средствами; умение бережно относится к результатам своей деятельности.
Разработанная специальная диагностическая методика по выявлению уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о Донском крае позволила мне с наибольшей точностью выявить объём и полноту сведений дошкольников о родном крае.
В процессе мониторинговых исследований были отмечены качественные изменения, произошедшие в поведении и деятельности детей : значительное повышение активности в познании художественных смыслов произведений Донской культуры, устойчивый интерес детей к деятельности, связанной с отражением полученных впечатлений, значительно расширился познавательный опыт детей, обогатилась речь.
Отметилась и положительная динамика развития культурной компетентности детей. Дети стали полнее воспринимать социально – нравственные и культурные ценности, выраженные в народной культуре, глубже понимать сущность обычаев, нравов, отношений, представлений о ней. Черты характера донских казаков, их нравственные качества стали понятнее и ближе детям. Они стремились подражать положительным образам, проявлять эти черты в своём поведении, играх, творческой, художественной деятельности.
Систематическое отслеживание уровня внутреннего мира духовности ребёнка, индивидуального стиля педагогической деятельности, социальное исследование межличностных отношений в группе детей, их взаимосвязь, оптимизация общения с взрослыми и сверстниками, диагностика уровня развития духовности у детей, родительских установок, стилей общения, ценностей семьи показывает, что путь, выбранный мной – правильный, и он даёт тот результат, который необходим мне на пути становления духовности моих воспитанников.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155 .
2. Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26-ЗС "Об образовании в Ростовской области".
3. Белая К. Ю. Реализация ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО
4. Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности. Диссертация канд. психол. наук: 19.00.07. – Красноярск, 2000.
5. Гончарова О. В., Овчарова Л. А. Воспитание национального самосознания старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»// Научно – методический электронный журнал «Концепт» - 2015.
6. Калайтанова Г. Н., Агуреева Т. И., Муравьёва О. Ю. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Ростов – на – Дону, 1999 г.
7. Новикова М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва, 2003.