Бединская Наталья Александровна
Консультация для воспитателей в средней группе «Развитие логики средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Эпиграф слайд 1
Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка наиболее характерная черта которых неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Публикация «Консультация для воспитателей в средней группе „Развитие логики средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка, т. к. в основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский).
основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте вы можете увидеть на слайде:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Познакомиться с ними вы можете на слайде:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.
В процессе творческой деятельности ребенок отображает самые различные впечатления от многих предметов и явлений окружающего мира. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только остаются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом, величина с величиной и т. д. При этом в каждом предмете лучше запоминаются наиболее очевидные, постоянные, яркие, характерные признаки и свойства. А на основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у дошкольников развивается и словесно-логическое мышление.
Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.
В дошкольном возрасте дети обожают все делать руками:
лепят из пластилина, теста и грязи;
рисуют на бумаге и стенах;
с упоением собирают конструкторы лего.
При этом движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.
В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире.
Поэтому моя задача, как педагога, привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста. Дети очень любят фантазировать. Поэтому можно показать им различные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
и попросить сказать, на что они похожи. Можно еще предложить дорисовать эти фигуры. Например, сделать из круга колобок или солнышко, из треугольника и квадрата домик или шляпу гнома. С большим желанием ребята включаются в работу, хотя поначалу у них не все получается.
Также для развития детского творчества я использую нетрадиционные методы рисования: рисование пальцами, печать от руки, пластилином, кляксография, монотипия и т. д. Они особенно нравятся моим воспитанникам, вызывая у них положительный эмоциональный отклик. На этих заанятиях особенно важна связь рисования с мышлением и речью.
Техника лепки - самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Помогая моим воспитанникам осваивать самые простые приемы лепки из пластилина, я в первую очередь забочусь об их интеллектуальном развитии. Я учу их раскатывать, вытягивать, сплющивать и эти, казалось бы, элементарные действия оказывают плодотворное влияние на их воображение, логическое мышление, сенсорную память, графические и речевые способности. Кроме того, у ребенка нормализуется нервная система и развивается эстетическое мировосприятие.
Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Тем более, что из пластилина можно лепить все что угодно от кукольной посуды и угощений до персонажей любимой сказки.
Огромное удовольствие моим ребятам доставляют занятия аппликацией. Обратим внимание на то обстоятельство, что при занятиях аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Казалось бы они только режут и наклеивают,но при этом постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Особенно интересно наблюдать какие совершенно разные разные при одном и том же задании и материалах у них получаются композиции.
И наконец, конструирование. Конструированием дети увлекаются в любом возрасте с той лишь разницей, что в разном возрасте характер строительного материала и построек будет разный.
Так в прошлом году, когда дети были маленькими, они конструировали в основном из маленьких кубиков. И их постройки были очень незатейливыми, например,башенка из 3-4 кубиков. В этом году мои детки подросли и конструируют уже более разнообразные и сложные постройки из совершенно различного материала, иногда, казалось бы совершенно для этого непригодного. Так в ход идут не только деревянный и пластиковый конструктор, но и карточки от настольных игр, счетные палочки, плашки от лото и домино, геометрические фигурки от деревянного пазла и еще многое- многое другое. И я считаю, что это очень хорошо ведь благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Но что особенно важно так это,что художественно- эстетическая деятельность ребят не должна быть однообразной, а являться интегрированной с другими образовательными областями.
Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей.
Подводя итог можно сказать, что развитие словесно-логического мышление средствами изобразительной деятельности помогает ребенку не только стать более внимательным, но и научится мыслить ясно и четко, развивать воображение, так же позволяет сконцентрироваться на сути проблемы, осуществить интеграцию речевого, культурного и интеллектуального развития личности, позволяет сравнивать, обобщать и анализировать предметы и явления