Ульянова Нелли
Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Эстетическое развитие дошкольников средствами
Директор МКОУ Гришинская ООШ
Ульянова Н. Н
2018 г
Содержание
1. Актуальность
2. База
3. Цели и задачи
4. Самообразование
5. Создание системы воспитательно-образовательной работы
6. Работа с родителями
7. Результативность
8. Литература
Публикация «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
9. Приложения
Актуальность
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.
Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.
База
Дошкольная группа разновозрастная. На данный момент группу посещают 3 ребенка. Возраст детей от 2 до 6 лет. В группе 2 мальчика и 1 девочка.
Дети воспитываются в полных семьях. Социальное положение всех семей благополучное.
Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение. Проявляют интерес к разным видам искусства.
Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилюсь создать условия для комплексного художественно – эстетического развития каждого ребенка, так как художественная деятельность детей требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.
Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы : стены украшают коллективные панно и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.
В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.
Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют:
• различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, ручки, простые карандаши, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, обои, салфетки, гофрированная); дощечки для рисования, палитра;
• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание;
• книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень, рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга»);
Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, загадками, дидактическими играми, книгами.
Большое внимание уделяется развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря.
Математический уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.
Уголок познавательного развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, материалами по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира.
Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.
Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.
В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы мелких игрушек разной тематики. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых игр.
Цели и задачи
Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.
Задачи:
1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа);
2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;
3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;
4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Самообразование
Цель:
1. Повышение теоретических знаний по теме.
2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.
Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.
Беседы с опытными воспитателями дали возможность приобрести необходимые практические навыки работы с детьми по изобразительной деятельности.
Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л. А. Венгера «Умственное воспитание».
Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало от меня глубоких знаний в области живописи, литературы и музыки. Чтение различной литературы, просмотр фильмов, пополнили мои знания в области различных видов искусства.
Считаю, что система самообразования помогла мне определить главные задачи своей деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.
Создание системы воспитательно-образовательной работы
Цель:
1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;
2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;
3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;
4. Формировать эстетическое отношение к миру.
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.
Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.
Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника.
Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения).
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.
Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.
При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.
Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение.
Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.
При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках.
Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.
Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской игрушками.
Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.
Дети начинают владеть навыками смешивания красок в младшем возрасте. В старшем продолжают эту работу. Мы вместе с детьми анализируем различные цвета; составляем их оттенки; смешиваем краски для получения новых и т. д.
Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.
Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография.
Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Зимушка – зима», «Бабочки».
В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество.
Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.
В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.
Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.
Я считаю, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.
Работа с родителями
Цель:
1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;
2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;
3. Разнообразить формы совместной деятельности.
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:
• Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Немаловажную роль играют – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках, которые находятся в группе.
В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.
Особое место во взаимодействии с родителями дошкольной группы имеет организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами», «Зимние забавы»,
Родители с большим удовольствием посещают все мероприятия, проявляют интерес к жизни детей в группе.
Результативность
Дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.
Именно в этот период закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.
В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.
Дети экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, восковыми, цветными мелками.
Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.
У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.
В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению дошкольников с живописью.
Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Литература
1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
2. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».
3. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.
4. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
5. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».
6. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
7. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».
8. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».
9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».