Папки-передвижки

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности (1 фото)

Ольга Коновалова
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.

Публикация «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности

В одной из книг Л. С. Выготский писал, что «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением процессу человека».

Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления,вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Основной целью педагогической идеи является поиск таких стимулов к творчеству, которые позволили у ребёнка подлинное действенное желание «сочинять».

Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть. Исходя из этого вытекают задачи:

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально - эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;

Подводить детей к пониманию : искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.

Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разнымивидами искусств;

Применять анализ детской работы как обучающий метод;

Развивать речевую активность детей в процессе изодеятельности;

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало

внимание учёных и практиков, художников, писателей.

Известный отечественный художник - график В. А Фаворский писал: «Было бы черезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».

Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чём ребёнок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям изодеятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.

Формирование творческого потенциала детей идёт за счёт использования разнообразных методов и приёмов работы в трёх направлениях художественно изобразительной деятельности : художественное рисование, художественная аппликация, художественное конструирование.

Художественное рисование.

В своих рисунках дети изображают свои фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, их отношения с собой, с семьёй и окружающим миром. Ребёнок выделяет из действительности только то. Что кажется доступным вниманию.

Прежде всего художественное рисование стимулирует ребёнка к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Использование новых технических методов и приёмов помогает детям увидеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

Художественная аппликация.

Название «аппликация» происходит от латинского слова application – прикладывание. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на определённом фоне. К таким традиционным для аппликации материалам, как бумага, растения, солома, прибавляется новый: ватные подушечки, диски, шарики, цветные салфетки, синтепон, которые открывают новые возможности для изготовления интересных игрушек, поделок, подарков, картин. Это материал безопасен для детей (разрешён к использованию Минздравом РФ, доступен и не дорог, не требует от ребёнка дополнительных навыков и подготовки к работе (всё оформляется без ножниц и других режущих инструментов). И наконец, он представляет большой выбор цветов и оттенков.

Техника «скульптурной» аппликации основана не только на обрывании, вырезании, но и на скатывании (в шарики, столбики, колечки, приминании, сплющивании, наложении деталей. По своей пластике она похожа на технологию работы с пластилином и глиной: заготовки податливы и легко меняют форму. Этот материал сочетается с любым другим.

Художественное конструирование.

В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. Используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Специфической, отличительной характеристикой художественного конструирования является то, что включает два компонента: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный (преобразование схематического изображения в характерный образ, которые дополняют друг друга: свёртывание одного компонента предполагает развёртывание другого.

Моделирующий компонент обеспечивает основу конструктивной деятельности, но для художественного отражения действительности его недостаточно.

Выразительная сторона конструктивного действия обеспечивает выражение ребёнком своего отношения к действительности через выбор изобразительных средств, т. е. элементов определённого цвета, формы, величины, и композиционного решения. Выбор выразительных средств не предусматривает какого – либо одного варианта, поэтому и отражает художественно – символическую сторону конструктивного действия. Действие «снятия» является необходимым условием проявления индивидуальности. Лишь при наличии данного преобразования конструкция приобретает определённое значение.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Выдающийся русский скульптор А. Голубкина писала: «…так как руки, глаза чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Распознанное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».

Мы уже говорили, что с помощью взрослого у ребёнка вырабатывается умение создавать новое, изображать разными способами. Создание новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий есть процесс воображения.

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, О. Н. Дъяченко доказали возможность формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании элементов опыта. А. Энштейн считает, что воображение «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике (нетрадиционные графические техники рисования, техники художественной аппликации, художественное конструирование). Для малыша художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер. Способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов. Дети обогащают свой сенсорный опыт.

Выявление уровня творческой индивидуальности детей идё т по следующим параметрам:

1. Умение принять цель;

2. Умение выбрать материал, организовать рабочее место;

3. Сформированность умений и навыков в художественной деятельности;

4. Творческий характер деятельности;

5. Результативность и самостоятельность в достижении результат;

Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.

Средний уровень : самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточное умение, замысел реализован частично.

Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Результаты диагностики показали. Что качество знаний и умений наших детей стало намного выше, творческая активность возросла.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста Отчет по самообразованию В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были.

Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна» Слайд №1 Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»..

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Консультация «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» Дошкольный возраст является особенным периодом, в это время изобразительной деятельностью можно увлечь не только одаренных детей, но и всех.

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности» Директор МКОУ Гришинская ООШ Ульянова Н. Н 2018.

Развитие творческого потенциала посредством театра масок Развитие творческого потенциала посредством театра масок Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и Надо дать ему возможность.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности. .

Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности .

Развитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУРазвитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУ Автор: Пономарь Оксана Валерьевна, логопед ГУ ЛНР «ЛДОУ ясли-сад КВ № 121» Описание: данная статья будет полезна логопедам, воспитателям.

Семинар для музыкальных руководителей ДОУ «Развитие танцевального творческого потенциала детей в совместной деятельности»Семинар для музыкальных руководителей ДОУ «Развитие танцевального творческого потенциала детей в совместной деятельности» Сценарий семинара для музыкальных руководителей ДОУ: «Развитие танцевального творческого потенциала детей в совместной музыкальной деятельности».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 17 октября 2018 в 22:34
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова (УИ 225793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД