Олеся Бастракова
Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, появляющихся в процессе деятельности, являются как непременные составляющие творчества.
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это новый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Для старших дошкольников рисование не просто забава, но ещё и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умения сосредотачивать все силы и внимание на том, что делаешь. Ребенок старше пяти лет может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, вырабатывает точность движения руки, координацию её движений со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей.
Способность к изобразительной деятельности зависит от основного новообразования дошкольного возраста – воображения. Этот возрастной период сензитивен для его развития.
Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контакте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит именно в них и идет наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. Без воображения тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии, невозможна не одна художественно- творческая деятельность.
Для формирования изобразительной деятельности необходимо развивать у детей, во-первых, эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создают тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемым. Этому должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа.
Во-вторых, образное мышление. Известно, что наглядно-действенное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию, как средства решения мыслительной задачи. Сохраняясь и развиваясь, мышление составляет основу формирования разнообразной деятельности
В-третьих, воображение, без которого невозможна не одна художественно- творческая деятельность, и которое развивается на основе комбинирования воспринимаемых образов.
В-четвертых, владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях. Таким образом, ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, овеществленного в орудиях и способах деятельности. И усвоить этот опыт он может, как правило, через взрослого-родителя, педагога, последовательно и систематически передающего приёмы изобразительной деятельности.
В-пятых, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера.
Эмоционально-положительное отношение - это основа любой деятельности обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных потребностей - интеллектуальная (стремление научится самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая потребность - коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми.
Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к художественной деятельности составляют базу для развития навыков изобразительной деятельности дошкольников.
Однако, полноценное развитие творческих способностей детей осуществляется лишь в условиях соответствующего обучения, в процессе которого идет постепенное нарастание умений и знаний в области реалистического изображения. В процессе обучения необходимо систематически развивать целенаправленное восприятие окружающей действительности, учитывать творческие возможности и запросы детей.
Для улучшения работы по художественному воспитанию необходимо овладение детьми всем комплексом знаний, умений, способностей. В этот комплекс включается умение глубоко переживать увиденное. Для создания изображения важно также получение изобразительных представлений о вещах и явлениях окружающего мира, развитие наблюдательности детей, умение выделять существенное в предметах и явлениях, замечать характерное для того или иного предмета. Для развития способностей изображать перечисленных выше компонентов недостаточно, необходимо, чтобы ребенок мог создать определенное изображение, он должен знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять. Дети должны овладеть движениями руки, научится управлять ими, приспособить глаз к контролю. Знание технических средств и умение их применять должны помогать в использовании детьми средств выражения.
Овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми для развития творческих способностей, возможно при условии педагогического руководства изобразительной деятельностью в процессе обучения на занятиях. Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически связаны друг с другом, влияют друг на друга, и поддерживают одна другую. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно осуществляться между ними.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества.
Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Это возможно если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, совместной радости при достижениях. Мотивация заданий, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задач, поставленных взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка.
Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка, при целенаправленном формировании творческих способностей, необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребенком.
При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию не, ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений, навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Кроме того, необходимо материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним, стимулируют творческую активность детей.
Результатами работы по развитию творческих способностей средствами изобразительной деятельности должны стать :
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психология творчества // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. – М., 2000.
2. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995. – 190 с.
3. Речицкая Е. Г., Сошина В. А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000. – 250 с.
4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 2011. 60 с.
5. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л. Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1991. 276 с.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
8. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с