Роман Аржанов
Консультация для воспитателей «Спортивная игра в системе оздоровительной и воспитательной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Спортивная игра в системе оздоровительной и воспитательной
работе с детьми»
Подготовил:
Инструктор по ФИЗО
Аржанов Роман Сергеевич
Главными особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация режима дня соответственно возрасту детей и формирование предметной среды с целью внедрения модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения – вырастить ребенка физически здоровым, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Спортивная игра в системе оздоровительной и воспитательной работе с детьми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника – это важный фактор в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут возможности познания окружающего мира, способность к усвоению знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры.
Подвижные игры - это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Подвижная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы; совершенствует движения, развивает их координацию; формирует быстроту, силу, выносливость. Она учит детей играть по правилам, познавать окружающий мир; активизирует память, представления; развивает мышление, воображение; пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Подвижная игра учит подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплинированность; учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Спортивные игры относятся к сложным подвижным играм. Это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью - ворота, площадка и т. п. соперников); содержание и организация спортивных игр регламентируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т. п., выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Во многих спортивных играх спортсмены вступают в непосредственную, контактную борьбу. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Различают спортивные игры :
- командные (баскетбол, волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея);
- личные (бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис, боулинг, кёрлинг, шахматы, шашки).
Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.
Подвижные игры с элементами спорта требуют большей, чем в обычных подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.
Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем и важно для подготовки к школе. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Таким образом, спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств. Основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия. Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.
По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными играми, игры для дошкольников упрощаются по содержанию, правилам, количеству участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, точность попадания в ворота (площадку, корзину) соперника, соблюдал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 3-4 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр. Объяснение новой игры детям дается как на занятиях, так и на прогулке. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать. Систематически во время прогулок воспитатель организует индивидуальные игровые упражнения по обучению детей основным движениям (например, «постоять как цапля» - стоять на одной ноге на пенечке, на бортике песочницы; «преодолеть препятствие» - подняться по гимнастической лестнице, перелезть на обратную ее сторону и спуститься вниз). Чтобы дети научились играть самостоятельно, игры следует повторять: для усвоения правила игры, приемов выполнения игровых действий. Следует всячески поощрять организацию игр самими детьми, внесение дополнений, усложнений в их правила, введение новых ролей, придумывание игр по содержанию знакомых сказок, стихотворений. Необходимо удовлетворять интерес детей к полюбившимся играм, предлагая для них новые игровые атрибуты, спортивный инвентарь. Зная индивидуальные особенности детей, педагог регулирует их двигательную активность и по-разному оценивает их действия. Малоподвижным детям поручает ведущие роли и привлекает к выполнению специальных упражнений, хвалит за хорошо выполненное задание и проявление решительности; легко возбудимых сдерживает, напоминает о выполнении правил. Следует так подбирать пары, команды, группы участников, чтобы в каждой из них были малоактивные и подвижные дети, что обеспечивало бы равнозначные возможности для достижения успеха каждой командой. Очень важно, чтобы по ходу игры дети привыкали оказывать помощь своим ведущим, выручать товарищей из трудных ситуаций, сохранять дружеские отношения с победившим в игре сверстником. Особое внимание следует уделять оборудованию спортивной зоны в помещении, где предоставляются: мячи, скакалки, кубы, обручи, флажки, ленточки, кольцебросы, кегли; мешочки с песком, веревки разной длины, плоскостные пособия (квадраты, круги из фанеры).
Кроме практических занятий спортивными играми, проводятся теоретические занятия с детьми, посвященные спортивным играм (беседы, просмотри кино- и видеофильмов, чтение книг и т. д.). На таких занятиях дается информация на доступном для дошкольников уровне, например: история возникновения игр; национальные игры с элементами спорта; достижения и успехи России в данной области спорта; достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта; беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах; показ фотографий, слайдов, видеофильмов, чтение книг на тему «Спортивные игры» с последующим их обсуждением.
В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Спортивные игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.