МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

НАТАЛЬЯ ХОВАНСКОВА
Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

"Потешки, сказки, загадки и

пословицы являются богатейшим

материалом для развития культуры речи".

А,П,Усова

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь. Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится : «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах

Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - народ. Это творчество зачастую невелико по содержанию, что важно для наших детей.

Простые люди, которые сочиняли эти песенки, загадки, сказки не умели читать и писать, но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от взрослых к детям.

И скороговорки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.

К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.

Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов.

Скороговорка помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка - игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.

Отдельно хотелось бы говорить о сказках. Со сказками знакомят детей очень рано. Художественные образы и язык сказки прост и понятен малышу. Посредством сказки легче всего рассказывать первые и самые важные принципы нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Всегда малыши настаивают на повторении одной и той же сказки, при этом не дают рассказчику отступить от текста ни на шаг.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Публикации по теме:

Значение устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Консультация для родителей на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Краткосрочный проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет» Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3 - 4 лет»[/b] Аннотация проекта Главная задача воспитателя в области развития.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет Самый совершенный и интересный инструмент по развитию и формированию речи. Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3-4 лет.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» «Народ без народности-тело без души» К. Д. Ушинский Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 13:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ХОВАНСКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД