Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»

Ирина Балахнина
Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного творчества, которые представляют собой сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, а также многое другое. Устное народное творчество является могучим действенным катализатором умственного, нравственного, эстетического, а также речевого развития дошкольника.

Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах

Речь играет огромную роль во всестороннем и целостном развитии ребенка, а также способствует более успешной социальной адаптации среди сверстников. Речевая деятельность необходима для совместной работы, согласования действий, для познания окружающего мира, а также, что немало важно, для становления личности ребенка.

Именно в произведениях народного фольклора содержатся идеальные образцы ритмичной речи, а также отражается вся красота и богатство родного языка, которые прекрасно служат для развития и обогащения речи детей. Остановимся поподробнее на том, как именно особенности русского народного творчества влияют на становление речи дошкольника.

Одним из основных жанров русского народного творчества является сказка – вымысел волшебного, авантюрного или бытового содержания. Данный жанр содержит такие средства выразительности как, эпитеты, метафоры, срaвнения, а также яркие образы, которые дополняют характер действующих лиц произведения или же более полно объясняют смысл предметов домашнего обихода и природных явлений (например, «красна девица», «добрый молодец», «месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок», которые дети легко и быстро запоминают, а затем начинают использовать в своей бытовой деятельности, например, в играх. Таким образом, сказки не только передают нaродную мудрость и способствуют воспитанию нравственности, но и оказывают влияние на развитие и обогащение словарного запаса ребенка, а также на усвоение, закрепление его знаний об окружающем мире.

Устное нaродное творчество также приводит к совершенствованию речи малышей. Это происходит за счет использования в произведениях многообразия оттенков значения, а также синонимичных слов, слов антонимов и приемов сравнения. Все это позволяет ребенку почувствовать многообразие значений слов родного языка, что в дaльнейшем помогает ему

удачно подбирать слова и фразовые выражения для более точного выражения

своих мыслей, чувств. Нельзя не отметить значительную роль, которую играет устное народное творчество в развитии звуковой культуры речи, а также на становление грамматического строя речи. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, заучивание стишков и песен – все это учит детей правильно и четко произносить звуки и слова, а также способствует совершенствованию речевого слуха и постановки правильного речевого дыхания. Полученные навыки ребенок переносит и в свою обычную разговорную речь, что уже влияет и на грамматический строй речи, в первую очередь, на правильное употребление падежных форм, окончаний, а также уместное использование в речи различных частей речи : глаголов, местоимений, прилагательных и т. д. Помимо развития вербальной речи, произведения народного творчества способствуют также развитию и невербальной речи дошкольника. В данном случае речь идет о таком жанре устного народного фольклора как потешки. Они доставляют детям огромную радость, развлекают и развивают, поэтому их можно использовать с самого раннего возраста. Как известно, слово в потешке неразрывно связано с жестом, т. е. каждая строчка ведет за собой какое-либо действие. Так, в игровой форме дети осваивают необходимую мимику и жестикуляцию, отрабатывают элементарные навыки невербальной коммуникации. Немало важным в развитии речи является не только пассивное восприятие ребенком произведений русского фольклора, но также и активное участие в придумывании новых сказок, песен, потешек вместе со взрослыми. При такой работе дошкольники не только развивают свое образное мышление, фантазию и воображение, но и благодаря использованию различных видов предложений учатся последовательно излагать свои мысли как в беседах со взрослыми, так и со сверстниками, что благотворно влияет на формирование связной речи.

Таким образом, устное народное творчество оказывает колоссальное влияние на развитие речи дошкольников. Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка. Ритмичность произведений, использование множества словесных оборотов влияют на обогащение словарного запаса и формирование произвольной связной речи, а также повышают уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учеб. пособие

для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –

М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

2. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.

3. Зенин С. Н., Жиров М. С. Нравственно-ценностный потенциал устного народного творчества : аспекты востребованности // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №2

4. Ивановская О. Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. №19.

5. Колеченко А. К. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред. А. К. Колеченко. СПб. : Речь, 2006. 296 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает.

Консультация «Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества» Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Детство невозможно представить без потешек, считалок,.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Источники самообразования: методическая литература. Форма самообразования: индивидуальная. Срок реализации: 1 год. Предоставление материала:.

План по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» ТЕМА: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Актуальность темы: В каждом возрастном периоде дошкольного.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Самообразование.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Актуальность выбранной темы: В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» «Народ без народности-тело без души» К. Д. Ушинский Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2019 в 16:46
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балахнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД