Ирина Балахнина
Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ
РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного творчества, которые представляют собой сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, а также многое другое. Устное народное творчество является могучим действенным катализатором умственного, нравственного, эстетического, а также речевого развития дошкольника.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Речь играет огромную роль во всестороннем и целостном развитии ребенка, а также способствует более успешной социальной адаптации среди сверстников. Речевая деятельность необходима для совместной работы, согласования действий, для познания окружающего мира, а также, что немало важно, для становления личности ребенка.
Именно в произведениях народного фольклора содержатся идеальные образцы ритмичной речи, а также отражается вся красота и богатство родного языка, которые прекрасно служат для развития и обогащения речи детей. Остановимся поподробнее на том, как именно особенности русского народного творчества влияют на становление речи дошкольника.
Одним из основных жанров русского народного творчества является сказка – вымысел волшебного, авантюрного или бытового содержания. Данный жанр содержит такие средства выразительности как, эпитеты, метафоры, срaвнения, а также яркие образы, которые дополняют характер действующих лиц произведения или же более полно объясняют смысл предметов домашнего обихода и природных явлений (например, «красна девица», «добрый молодец», «месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок», которые дети легко и быстро запоминают, а затем начинают использовать в своей бытовой деятельности, например, в играх. Таким образом, сказки не только передают нaродную мудрость и способствуют воспитанию нравственности, но и оказывают влияние на развитие и обогащение словарного запаса ребенка, а также на усвоение, закрепление его знаний об окружающем мире.
Устное нaродное творчество также приводит к совершенствованию речи малышей. Это происходит за счет использования в произведениях многообразия оттенков значения, а также синонимичных слов, слов антонимов и приемов сравнения. Все это позволяет ребенку почувствовать многообразие значений слов родного языка, что в дaльнейшем помогает ему
удачно подбирать слова и фразовые выражения для более точного выражения
своих мыслей, чувств. Нельзя не отметить значительную роль, которую играет устное народное творчество в развитии звуковой культуры речи, а также на становление грамматического строя речи. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, заучивание стишков и песен – все это учит детей правильно и четко произносить звуки и слова, а также способствует совершенствованию речевого слуха и постановки правильного речевого дыхания. Полученные навыки ребенок переносит и в свою обычную разговорную речь, что уже влияет и на грамматический строй речи, в первую очередь, на правильное употребление падежных форм, окончаний, а также уместное использование в речи различных частей речи : глаголов, местоимений, прилагательных и т. д. Помимо развития вербальной речи, произведения народного творчества способствуют также развитию и невербальной речи дошкольника. В данном случае речь идет о таком жанре устного народного фольклора как потешки. Они доставляют детям огромную радость, развлекают и развивают, поэтому их можно использовать с самого раннего возраста. Как известно, слово в потешке неразрывно связано с жестом, т. е. каждая строчка ведет за собой какое-либо действие. Так, в игровой форме дети осваивают необходимую мимику и жестикуляцию, отрабатывают элементарные навыки невербальной коммуникации. Немало важным в развитии речи является не только пассивное восприятие ребенком произведений русского фольклора, но также и активное участие в придумывании новых сказок, песен, потешек вместе со взрослыми. При такой работе дошкольники не только развивают свое образное мышление, фантазию и воображение, но и благодаря использованию различных видов предложений учатся последовательно излагать свои мысли как в беседах со взрослыми, так и со сверстниками, что благотворно влияет на формирование связной речи.
Таким образом, устное народное творчество оказывает колоссальное влияние на развитие речи дошкольников. Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка. Ритмичность произведений, использование множества словесных оборотов влияют на обогащение словарного запаса и формирование произвольной связной речи, а также повышают уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учеб. пособие
для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –
М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
2. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.
3. Зенин С. Н., Жиров М. С. Нравственно-ценностный потенциал устного народного творчества : аспекты востребованности // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №2
4. Ивановская О. Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. №19.
5. Колеченко А. К. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред. А. К. Колеченко. СПб. : Речь, 2006. 296 с.