Папки-передвижки

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Светлана Карунная
Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Народ без народности-тело без души»

К. Д. Ушинский

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей“» размещена в разделах

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в воспитании детей устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество –это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

Например:

«Был бык тупогуб,

тупогубенький бычок,

у быка бела губа

была тупа»;

«Сшит колпак

не по - колпаковски,

надо его переколпаковать,

кто его переколпакует,

тому полколпака гороху».

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и перевёртыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребёнка по- разному, в зависимости от возраста.

Пестушка – от слова «пествовать» - в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками.

Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки – приговорки, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек, потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики», похлопывания ручками («ладушки», прикладывание пальчиков к голове («ушки»).

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Ещё больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки – короткие по форме, забавные песенки В них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге, они таят в себе отзвуки далеких языческих времё н: пережитком давно забытых верований звучит обращение «её деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкают ещё один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанные с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы – особый вид песенок со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит). Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилки заряд исключительной эмоциональной силы.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Загадка - это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме дают наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки. (Лениться.)

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Опознание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, рассказывается в сказках. Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека. Цель сказки заключена в словах : «в сказке - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, - в сказке «Зимовье» дети оценивают дружную работу. Так же через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов.

О традициях дают нам понятие и народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные. Например, колыбельные, которые поются мамой, бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные времена называлась «люлька, зыбка». Дети вспоминают свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей, но и напевали им песни. Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить фонетическую сторону речи.

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Как составить загадку.

В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Когда это происходит? Каковы отличительные признаки этого животного? Для чего это нужно или где используется? и т. д. Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста.

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык (За зубами.)

За чем вода в бутылке (За стеклом.)

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Литература:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.

4. Книги с русскими народными сказками.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Фольклорные.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Источники самообразования: методическая литература. Форма самообразования: индивидуальная. Срок реализации: 1 год. Предоставление материала:.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Содержание Цель работы: 1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности; 2) способствовать речевому развитию детей третьего.

План по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» ТЕМА: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Актуальность темы: В каждом возрастном периоде дошкольного.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 21:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Карунная (УИ 1649614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД