Татьяна Волкова
Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Волкова Т. В. ,
воспитатель МБДОУ д/с №88
Темочки:
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Целью работы является: использование устного народного творчества, как средство развития связной речи старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели был проведен анализ уровня развития речевых умений у детей, насколько они владеют малыми формами фольклора. Анализ показал, что дети знают много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь?», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.
Во время знакомства с устным народным творчеством перед детьми раскрывается неисчерпаемое богатство русского языка, это способствует тому, что дети самостоятельно начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и самостоятельном словестном творчестве.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
По словам А. П. Усовой «словесное устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словестного творчества народа.
Исследования позволили спрогнозировать и определить формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми, применить педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к развитию связной речи (диалогический и монологический, использовать научные труды в своей работе таких ученых, как: И. В. Дубровиной, П. П. Блонского, О. С. Ушаковой, Л. Е. Белоусовой, В. И. Логиновой, Ф. А. Сохиной, В. Кузина, методические рекомендации ученых и педагогов В. А. Изотовой, А. А. Синоцовой, Л. А. Харитоновой, Л. С. Светловской, Н. А. Аполлоновой и др.
Исследования отечественных психологов показали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, деятельность. Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей дошкольного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества.
Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста сложна и многоаспектна. В старшем дошкольном возрасте, дети способны понимать идею, содержания и выразительности средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.
Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений: былины, сказки, легенды, песни, предания. А также малые формы: частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Отличие фольклорных произведений состоит в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом разговорном языке, имеющим свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров. Устное народное творчество представляет большую ценность, составляющую в его познавательном, воспитательном, эстетическом значениях.
Крылатые слова, пословицы, поговорки, их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слушаем с детства: читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им, наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы – немножко мудрее.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. СЧерез особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Использовать в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства. Интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В созданных русским народом и передаваемых из поколения в поколение пословицах и поговорках, сказках, легендах, песнях, былинах – огромное богатство. В них педагогическая культура народа.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова. Не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей.
Это можно сказать о жеребьевых сговорах, считалках, дразнилках, немало народной выдумки внесено в считалки.
Безобидной и веселой словесной детской игрой является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. На дворе – трава, на траве – дрова.
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух ребенка. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли, связную речь.
Отгадывание придумывание загадок также оказывает влияние на развитие связной речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни развивают связную речь детей и обогащают словарь за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Устное народное творчество обогащает детский словарь понятиями не только русского фольклора, но и фольклора других стран. Знакомит с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом.
Овладев связной речью, умением подбирать нужные слова, эпитеты, речь становиться образной, красочной, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Список использованной литературы:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007.
2. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001, №9, С15-18.
3. Князева О. Л., Михеева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. Программа. СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 г.
4. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. М. : Просвещение, 1998.
5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 2002.
6. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М. : Владос, 2004.