Марина Семененко
Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требует сопровождение словом и здесь устное народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Актуальность - устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.
В. А Сухомлинский считал: сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности,яркой индивидуальности.
В. М. Фидяевская описала целую группу игр с детьми раннего возраста, основанных на русском устном народном творчестве. Сюда относятся классические "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик" и многие другие. В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.
Увеличить запас помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить что, в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Цель - формирование у детей первоначальных навыков художественно- речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающие друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, пел-ел, наша - Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усаваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках; Ладушки-ладушки, где были? - У бабушки. Что ели? - кашку. "Чики-чики-кички, березовые лычки! Летели две птички, собой невелички. "Чики-чики-чикалочки", "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе,в быту.
Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети,играя,легко запоминают их,приобретая вкус к образному,меткому слову,приучаясь пользоваться им в своей речи.
Задачи:
1. Расширять активный словарь детей.
2. Совершенствовать грамматическую структуру речи.
3. Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
4. Приучать понимать содержание простых рассказов без наглядного сопровождения.
Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастичного. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и обще человеческие ценности. Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (Чему-то научить, удивить или позабавить? Должен понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитание доброжелательности,заботливого отношения друг к другу.
Организуя эту работу, мы проанализировали речь детей в своей группе. Результаты показали что,на начало учебного года,большинство детей не владели навыками речевой деятельности.