Ольга Шагина
Краткосрочный проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3 - 4 лет»
[/b]
Аннотация проекта
Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Публикация «Краткосрочный проект „Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Важным источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, я выбрала тему для проекта «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Содержание
1. Введение…. …3
2. Основная часть….5
3. Заключение….…. 8
4. Список использованных источников….9
Введение
Актуальность проекта.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Но все малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы и сказки. Одни и те же сказки они готовы слушать каждый день.
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.
На третьем году жизни детей задача развития понимания речи остается актуальной. Просто разговаривать с ребенком недостаточно, следует развивать и активную речь малыша. С этой целью прекрасно справляется устное народное творчество: сказки, потешки.
Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы.
Каждый педагог группы раннего возраста погружен в систему целенаправленной работы по развитию речи у детей. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять понравившиеся слова, небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.
Цель проекта:
Развитие речи у детей младшего возраста посредством устного народного творчества, приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям.
Задачи проекта:
1. Расширить и активизировать словарь детей.
2. Развитие художественно - творческих способностей;
3. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Основная часть
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Изучение литературы: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; подбор соответствующих сказок, потешек.
2 этап.
Работа с родителями:
Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
1. Привлечение родителей к участию в выставке рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».
2. Консультации «Читаем с малышом», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей», «Использование потешек в воспитании культурно-гигиенических навыков».
3. Привлечение мам и бабушек к акции «Расскажи сказку».
4. Привлечение родителей к изготовлению книги «Наши добрые сказки».
Работа с детьми:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, потешкам.
4. Подбор потешек по темам:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока», «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый».
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга».
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!».
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка».
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой».
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар».
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «Кто у нас хороший?».
5. Подбор потешек для режимных моментов.
6. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра.
7. Настольные игры «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».
8. Проведение организованной образовательной деятельности с детьми: «Накроем стол»; «Сорока-сорока…»; «Как у нашего кота…»; «Бычок черный бочок, белые копытца».
9. Лепка: «Неваляшка», «Пряники», «Красивая птичка».
10. Рисование: «Украсим рукавичку», «Украсим тарелочку», «Разноцветные платочки».
11. Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор», «Найди и покажи», «Чудесный мешочек».
12. Подвижные, хороводные игры: «У медведя во бору», «Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…», «Зайка серый умывается», «У дядюшки Трифона…».
13. Пальчиковые игры: «Два козлика», «Цыплята», «Пять поросят», «Котята», «Маленькая мышка»
14. Инсценирование фрагментов сказок о животных, чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.
3 этап:
1. Создание книги «Наши добрые сказки»;
2. Выставка рисунков
3. Презентация содержания проекта для и родителей.
Заключение
Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»- яркий пример интеграционного взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учетом их возрастных особенностей, чувственного опыта, интереса, а также при активном взаимодействии с родителями воспитанников.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Список использованных источников:
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. - М., 2006.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. - сост. Пяткова Л. П. - Волгоград, 2013 3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М., Мозаика-Синтез, 2012 4.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост. : З. А. Михайлова, А. С, Каменная, О. Б. Васильева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
6. Ребенок третьего года жизни //пособие для родителей и педагогов// под редакцией С. Н. Теплюк-М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016