Айгуль Панченко
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
На всех этапах жизни ребнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Развивать мелкую моторику можно через различные игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, с помощью застегивания и расстегивания молний, пуговиц, одевания и раздевания, физических упражнений и т. д.
Но одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика.
Но эта деятельность предполагает использование стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи предметов, явлений окружающей действительности. А, работая с детьми, хочется выйти за рамки стандартного обучения, познакомить их с чем-то для них новым, увлекательным.
В последнее годы в дошкольных образовательных учреждениях очень активно и эффективно используется нетрадиционная техника рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандашей расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
В младшем дошкольном возрасте не все дети правильно держат кисть, карандаш, им еще сложно создавать картинки с учетом пропорций, нелегко вырисовывать какие-то элементы рисунка. У них наблюдаются определенные трудности, связанные с развитием мелкой моторики рук. Вот поэтому очень эффективно применение в процессе образовательной деятельности с младшими дошкольниками нетрадиционной техники рисования. Детям интересно экспериментировать, обмакивать палец, ладошку в краску, ощущать ее, тем более, сразу же получать готовое изображение на листе.
В работе с малышами надо идти от простого к сложному. В связи с этим, в младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать следующие техники нетрадиционного рисования :
• рисование пальчиками, ладошками,
• рисование ватными палочками,
• оттиск печатками из картофеля и моркови,
• тычок жесткой полусухой кистью
Все эти техники интересны детям. Они погружаются в некую игру, пользуясь «подручными материалами», необычными для них предметами, и радуются, увидев свои маленькие шедевры. Их увлекает превращение ладошки в забавного петушка или пеструю рыбку, необычные узоры от отпечатков овощей, лохматая шерсть собачки или медведя от тычка кисточки. От этого ребята чувствуют себя смелее, раскованнее, непосредственнее.
С помощью данных техник у детей формируется целостное восприятие предмета, развивается воображение, чувство цвета, ритма, композиции. Также раскрываются творческие способности детей, их неповторимая индивидуальность.
Использование различных изобразительных материалов, освоение технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением способствуют созданию условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. А от степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования, зависит, в дальнейшем, степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.