Наталья Долгих
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук – дело крайне полезное и необходимое, начиная с самого раннего возраста, что бы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Для развития моторики рук создано много игрушек. Это - мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки вкладыши, пирамидки и аппликации.
Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, сделанные своими руками, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Один из отличных способов её развития – это игры с крупами, фасолью, макаронами.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование. Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Работа с крупами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи, способствует концентрации внимания.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук посредством работы с крупами.
Задачи:
1. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать внимание, память.
3. Расширять коммуникативные способности детей.
Дошкольников всегда привлекает необычность материалов, интересные виды работ, радостная оригинальность конечного результата. Особую значимость работе придает то, что изделия, выполненные из различных нетрадиционных материалов, прекрасно служат в быту в виде различных панно, украшений и игрушек.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Первое, что надо сделать - это познакомить ребенка с крупами. Дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, пшено, манку и поиграть с ними.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более ловкими и чувствительными. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Во второй младшей группе дети с большим интересом играют с крупами.
Моим воспитанникам очень нравится играть, они могут долгое время занимать себя играми. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т. д.
Предлагаю вашему вниманию несколько самых простых способов использования крупы для развития мелкой моторики рук ребёнка. Это такие игровые упражнения как: «Золушка» (перебор крупы, фасоли и т. д, «Бусы из макарон»(нанизывать макароны на шнурок, «Ищем секрет», «Прячем ручки», «Пластилиновые фантазии» «Пересыпаем крупу».
Так же в своей работе, я использовала планшет по пескографии, на котором, мы применяли разные материалы, например, крупы (ячка, пшено, манка и песок) дети очень любят играть и развивать своё воображение.
Особую значимость работе придаёт аппликация из крупы. Она может быть предметной, сюжетной или декоративной. Причём составленный эскиз должен быть достаточно простым и лаконичным. «Совушка», «Цветы для мамы», «Черепаха» «Тыква» «Курочка Ряба»
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Развитие мелкой моторики в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Анализируя методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме можно сделать следующие выводы:
Работу с крупой необходимо все активнее вводить в воспитательно - образовательный процесс, так как она помогает развивать мелкую моторику в полном объёме.
Использование, игр с крупами помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Включая игры в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть уверенным в том, что:
* ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
* ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).
* в работе с крупой всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью ручных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.
* можно сказать, что занятия с крупой в детском саду – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными, любящими и терпеливыми. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!