Ольга Пигарева
Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности,
на основе овладения языком своего народа». (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Русский лингвист К. С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Утро в младшей группе. Грустные, заплаканные глаза малышей после расставания с мамой. Надеваю на руку Петушка, куклу театра би-ба-бо, и обращаюсь к детям: «К нам в гости пришел Петя-Петушок. Он хочет поиграть с вами». И вижу, как происходит чудо: слезы высыхают, в глазах зажигаются веселые огоньки, лица расцветают улыбками. Все хотят поиграть с Петушком, покормить его зернышками, погладить по масляной головушке. И, незаметно для себя, малыши начинают повторять за мной слова небольшой потешки про Петушка, который рано встает, Ване спать не дает.
Так ненавязчиво, в спокойном ритме, начинается многолетняя кропотливая работа по развитию речи, по овладению родным языком.
На протяжении многих лет я использую малые формы фольклора в своей работе и считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
С моей точки зрения, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Сначала использую небольшие потешки, песенки, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д., которые активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.
Параллельно провожу артикуляционные и пальчиковые игры. Кто пробовал – знает, как зажаты пальцы у малыша, которому два с половиной - три года. Вот тут и помогут игры-потешки с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее можно решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, голосянки, пестушки, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать.
А голосянки- этот забытый жанр игрового фольклора Мои дети используют его постоянно и с удовольствием. Это своеобразное голосовое упражнение-соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения. Так, благодаря этой веселой игре, у детей развивается правильное речевое дыхание.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Не боимся хрипоты,
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Противоположным свойством обладают колыбельные песни и пестушки.Если про колыбельные песни все слышали, то про пестушки мало кто знает.
Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение. Хорошо снимают агрессивность у малышей.
Ква-ква-ква-квакушки,
В камышах лягушки!
Мы открыли глазки,
Мы потерли ушки -
По-тя-гуш-ки.
По-тя-гуш-ки.
По-тя-гуш-ки.
Чок-чок, на бочок,
Глазки, ротик - на крючок,
Коленочки к стеночке,
Мальчики и девочки,
Спать.
Спать.
Спать.
Их хочется петь и проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Систематическое использование фольклорного материала помогает сформировать правильное четкое произношение (скороговорки, разработать мышцы речевого аппарата (колыбельные, попевки, сделать речь ярче и образнее и т. п. Многолетняя практика занятий с детьми фольклором подтверждает уникальность его воздействия на весь организм. У детей после занятий фольклором радость, прилив энергии, лёгкость в движениях, которые свидетельствуют о снятии напряжения.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Произведения устного народного творчества помогают малышам осваивать не только содержательную, но и образную, эмоциональную стороны языка, что является важнейшим источником развития выразительности детской речи. Психолог и философ С. Л. Рубенштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека.
Мой опыт работы показывает, что для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. И считаю, что наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Именно поэтому, приоритетной формой организации работы с детьми младшего дошкольного возраста для меня стала театрализованная деятельность. Начинаю с инсценировок потешек, затем инсценировки небольших сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», "Теремок". Участвуя в театрализованных занятиях, мои малыши знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность положительно влияет на все факторы развития их речи. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Я глубоко убеждена, что сочетание театрализованной деятельности и фольклора позволяет преодолеть различные речевые нарушения и повысить эффективность работы по развитию речи детей.