Ольга Пигарева
Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности,
на основе овладения языком своего народа». (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Публикация «Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Русский лингвист К. С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Утро в младшей группе. Грустные, заплаканные глаза малышей после расставания с мамой. Надеваю на руку Петушка, куклу театра би-ба-бо, и обращаюсь к детям: «К нам в гости пришел Петя-Петушок. Он хочет поиграть с вами». И вижу, как происходит чудо: слезы высыхают, в глазах зажигаются веселые огоньки, лица расцветают улыбками. Все хотят поиграть с Петушком, покормить его зернышками, погладить по масляной головушке. И, незаметно для себя, малыши начинают повторять за мной слова небольшой потешки про Петушка, который рано встает, Ване спать не дает.
Так ненавязчиво, в спокойном ритме, начинается многолетняя кропотливая работа по развитию речи, по овладению родным языком.
На протяжении многих лет я использую малые формы фольклора в своей работе и считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
С моей точки зрения, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Сначала использую небольшие потешки, песенки, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д., которые активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.
Параллельно провожу артикуляционные и пальчиковые игры. Кто пробовал – знает, как зажаты пальцы у малыша, которому два с половиной - три года. Вот тут и помогут игры-потешки с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее можно решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, голосянки, пестушки, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать.
А голосянки- этот забытый жанр игрового фольклора Мои дети используют его постоянно и с удовольствием. Это своеобразное голосовое упражнение-соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения. Так, благодаря этой веселой игре, у детей развивается правильное речевое дыхание.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Не боимся хрипоты,
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Противоположным свойством обладают колыбельные песни и пестушки.Если про колыбельные песни все слышали, то про пестушки мало кто знает.
Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение. Хорошо снимают агрессивность у малышей.
Ква-ква-ква-квакушки,
В камышах лягушки!
Мы открыли глазки,
Мы потерли ушки -
По-тя-гуш-ки.
По-тя-гуш-ки.
По-тя-гуш-ки.
Чок-чок, на бочок,
Глазки, ротик - на крючок,
Коленочки к стеночке,
Мальчики и девочки,
Спать.
Спать.
Спать.
Их хочется петь и проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Систематическое использование фольклорного материала помогает сформировать правильное четкое произношение (скороговорки, разработать мышцы речевого аппарата (колыбельные, попевки, сделать речь ярче и образнее и т. п. Многолетняя практика занятий с детьми фольклором подтверждает уникальность его воздействия на весь организм. У детей после занятий фольклором радость, прилив энергии, лёгкость в движениях, которые свидетельствуют о снятии напряжения.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Произведения устного народного творчества помогают малышам осваивать не только содержательную, но и образную, эмоциональную стороны языка, что является важнейшим источником развития выразительности детской речи. Психолог и философ С. Л. Рубенштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека.
Мой опыт работы показывает, что для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. И считаю, что наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Именно поэтому, приоритетной формой организации работы с детьми младшего дошкольного возраста для меня стала театрализованная деятельность. Начинаю с инсценировок потешек, затем инсценировки небольших сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», "Теремок". Участвуя в театрализованных занятиях, мои малыши знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность положительно влияет на все факторы развития их речи. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Я глубоко убеждена, что сочетание театрализованной деятельности и фольклора позволяет преодолеть различные речевые нарушения и повысить эффективность работы по развитию речи детей.