Людмила Уланова
Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Театральная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков ребенка, благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность (воспитывают доброту, дружбу и др. качества)
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются :
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующей данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм. Постоянно расширять игровой опыт ребенка, поощрять и развивать стремление к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами – игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых – вовремя создать условия для ее появления и развития. У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров : теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала. Используем театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж – кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем. Во время еды к нам приходит Девочка – Припевочка из театра «живая рука», и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, перед сном споет колыбельную.
Используем персонажи-игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также используем персонажи-игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий, для организации сюжета ролевых подвижных игр.
Разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации. Стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком песенку, заканчивают фразы персонажей). Дети после представления берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, то есть, от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная игра способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативных навыков.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами. Охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса, пытаются передать характер героев (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (колобок, я тебя съем).
Однако, дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как недостаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления. Это и театр «живая рука»
Пальчиковый театр. Куклу ребенок надевает на палец и сам действует за персонажа, то есть развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, учится передавать настроение и характер персонажа.
Театр би-ба-бо. После представления даем возможность детям пообщаться с куклами. Куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели. Интерес детей к куклам после этого не угасает – дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Театр «варежка». Надев на руку варежку-персонаж, ребенок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер (медведь сердится, бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).
Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное навыки, полученные в театрализованных играх, идеи могут использовать в повседневной жизни.