Наталья Бартновская
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности и общения детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмоций является актуальным. В последнее время представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой, а также педагоги практики обратили внимание на влияние «взрослого» искусства на детей. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости произведений искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки и т. д. и одним из средств развития и формирования эмоциональной сферы детей является театрализованная деятельность. (Работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой и др.).
Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями : удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности :
- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т. д.).
Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.
Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.
У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.
Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя : а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т. д.
Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.
Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.
Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.
(по материалам Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. «Игра дошкольника» Под ред. С. Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.)
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядится.
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.
Список используемой литературы:
1. Э. Г. Чурилова «Методика и организациятеатрализованной деятельностидошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.
2. Л. А. Абрамян, Т. В. Антонов, Л. В. Артемов и др. «Игра дошкольника» Под ред. С. Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.