Елена Игнатова
Содержание и организация работы со слабовидящими детьми средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Организация и обучение театрализованным играм носят поэтапный характер, причем на каждом этапе ставятся и решаются различные задачи.
Публикация «Содержание и организация работы со слабовидящими детьми средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Работу следует начинать с разучивания сказок и потешек, отдавая предпочтение ярким образцам русского фольклора, например, скороговоркам из сборника «Радуга». Постепенно задачу усложняют, переходя от небольших сказок к более масштабным ярким по колориту, образам и динамике.
По мере возникновения устойчивого интереса детей к той или иной сказке следует перейти к совместному изготовлению кукол и декораций. Это вызывает необходимость индивидуальной работы с каждым ребенком по овладению технологией изготовления кукол из папье-маше.
Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов- скороговорки и другой речевой материал. Работа по развитию связанной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказ по картине и серии картин. Пересказ знакомого текста, события, эта работа проводится воспитателями на группе.
Обязательным условием успешного проведения театрализованных игр является обучение детей ориентировке в большом и малом пространствах. Дополнительные сложности в ориентировке могут возникнуть и в играх- драматизациях на большой сцене. Для их устранения следует использовать зрительные ориентиры (декорации или специальные цветовые ориентиры, позволяющие облегчить нахождение середины сцены и ее границ. Существенное значение имеет также индивидуальная работа с детьми- исполнителями по разучиванию мизансцены.
В дальнейшем в театральное представление вводятся элементы сюжетно- ролевой игры. Исходя из особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, необходимо формировать точные игровые действия, например те, которые имитируют конкретные эпизоды работы театра : продажу билетов, проверку билетов у зрителей, подготовку зрительного зала, расстановку стульев в соответствии с нумерацией рядов и мест, настройку осветительных приборов.
После этого можно переходить к постановке сказки, которую выбирают дети. Они же определяют место и время действия, обсуждают образы персонажей, находят характерные голоса, манеру разговора и походку действующих лиц.
Различные виды театра рекомендуется использовать в следующей последовательности: фланелеграфе, теневой театр, пальчиковый, настольный, работа на ширме с куклами. Учитывая особенности зрительного восприятия детей, не следует перегружать сцену декорациями, при показе спектаклей предпочтение целесообразно отдавать зеленому и светло-желтому фону.
После того как спектакль подготовлен, дети показывают его на праздничном утреннике. С участием детей готовят афиши, программки, билеты и приглашения.