Сидорова Елена Дмитриевна
Консультация для воспитателей «Требования к организации детского труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Требования к организации детского труда»
Требования к организации детского труда.
1. Систематичность детского труда.
2. Посильность рабочей нагрузки.
3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.
Задачи труда в развитии личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Требования к организации детского труда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.
2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.
3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.
1. Виды труда.
Хозяйственно – бытовой труд.
Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.
Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:
- определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);
- повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т. д.).
2. Труд в природе
Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде, систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда ( складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т. д.).
3. Ручной труд
Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.
Требования к ручному труду.
1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.
2. Готовить детей к трудовой деятельности :
- формировать представления о способах работы, соответствие навыками;
- заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.
3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.
4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т. д.).
5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.
6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.
7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.
8. Место и роль воспитателя в процессе труда.
Посильность рабочей нагрузки.
Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.
Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).
Характеристика благоприятной нагрузке.
Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.
При неблагоприятной нагрузке.
При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.
Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:
1. От физической подготовки.
2. От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
3. В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
4. Насколько ребёнку знакомо движение.
5. Насколько интересна предлагаемая деятельность.
Типы детей высшей нервной системы.
1. Дети уравновешенного типа - демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
2. Слабый тип - работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
3. Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.
Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.
Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.
Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.
Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.
Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т. д.) может длиться до 30 минут, т. к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т. к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).
Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.
Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т. к. труд детей в семье имеет свою специфику.
Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.
В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.
Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.
Труд в детском саду.
В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно - волевых черт характера ребёнка.
Труд в семье.
Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.
На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:
- Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.
- Педагогическая культура родителей - понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.
- Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.