Наталья Донцова
Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок изначально
талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в
современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Идея создания этой теории принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Главная ее идея заключается в том, что изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения и логического мышления.
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.
Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ, где дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.
Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Авторы исходят из того, что именно умение разрешать эти противоречия — ключ к развитию творческого мышления.
В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.
Характерная особенность современной методики математического развития – это применение технологий, эффективно развивающих интеллектуальные и творческие способности ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности нестандартно мыслить, видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. ТРИЗ позволяет детям в игровой форме развивать с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как :
Младший возраст:
«Много – мало» (Формировать понимание относительности количества).
«Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве).
«Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление).
«Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление).
Средний возраст :
«Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление).
«Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда).
«Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем).
«Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь).
«Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).
Старший возраст:
«Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь).
«Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память).
«Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения).
«Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).
Описание игр:
При ознакомлении с понятиями «много» - «мало» :
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Д: Игрушек, овощей в огороде…
При уточнении понятия относительности размера:
В: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
В: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.
При уточнении понятия «цена», «стоимость» :
В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.
Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.
При ознакомлении с геометрическими фигурами:
На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.
Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
При закреплении геометрических форм:
В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.
Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…
В: А у стола что прямоугольное?
Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…
«Где живёт?»
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
В: Где живет цифра 3?
Д: В днях недели, в месяцах года.
В: Где живет цифра 5?
Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.
«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки) :
В: Как можно использовать веревочку?
Д: Ей можно измерить все.
В: Например?
Д: Комнату, высоту дома, свой рост.
«Что умеет делать?»
В: Что может цифра «4»?
Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.
В: Что может треугольник?
Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.
В: Что может знак «+»?
Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.
«Чем был - чем стал?»
В: Было числом 4, а стало числом 5.
Д: 4+1=5
В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
Д: 1
В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
Д: 5-2=3
«Раньше-позже» :
В: Какая часть суток сейчас?
Д: День.
В: А что было раньше?
Д: Утро.
В: А раньше?
Д: Ночь.
В: А еще раньше?
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…
В: Какой сегодня день недели?
Д: Вторник.
В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник.
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…
«Волшебный светофор» :
В: Цифра 5. Поднимает желтый кружок.
Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.
В: Цифра 5 служит единицей измерения. Поднимает красный кружок.
Д: Число 5 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.
В: Цифра 5 действительно живет в современной арифметике. Поднимает зеленый кружок.
Д: дети составляют число 5 (1+1+1+1+1; 2+1+2; 3+2).
«Теремок» (при закреплении геометрических фигур) :
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
Примечание: В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Работу можно строить по цепочке, тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно усложнять. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с кругами Луллия.
Что же такое «Круги Луллия» – это одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимающей психологическую и физическую напряженность, обеспечивающую восприятие нового материала, обобщение и закрепление пройденного.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия, поэтому и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель работы с кругами Луллия:
• Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения
• Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
С помощью кругов Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников :
• учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
• закреплять счёт;
• учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
• закреплять состав числа из двух меньших чисел;
• учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
• развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний –
Дидактическая игра «Найди фигуры»
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.
На нижнем кольце размещены изображения предметов (дом, снеговик, машина, неваляшка, тележка, пирамидка, шарики, ведёрко, которые состоят из геометрических фигур. А на среднем и верхнем кольце – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираете изображение предмета, затем совмещаете с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых состоит данный предмет.
Воспитатель : Из каких геометрических фигур состоит дом?
Дети: Дом состоит из квадрата и треугольника.
Дидактическая игра «Кто соседи?»
Цель: учить называть последующее и предыдущее числа.
На трёх кольцах размещены цифры от 1 до 9. Вам необходимо стрелкой выбрать число на среднем кольце и с помощью цифр на верхнем и нижнем кольце найти «соседей» этого числа. Например, число 5, а его соседи 4 и 6.
Воспитатель : Число 7.
Дети: «Соседи» числа 7, 6 и 8.
• На развитие воображения, фантазии и творчества :
Дидактическая игра «Сочиняем задачи»(6-7 лет)
Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.
Воспитатель : На нижнем кольце размещены предметные картинки. Назовите, что на них изображено.
Дети: Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик.
Воспитатель : На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?».
Дети: У Маши стало 7 шариков.
Воспитатель : дети, составьте задачу самостоятельно.
Типы заданий:
• «Найти реальное сочетание» (Объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.)
• «Объясни необычное сочетание» (Рассматривается случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняется необычность их взаимодействия.)
• «Придумай фантастическую историю или сказку» (Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования, предложить сочинить фантастический рассказ или сказку.)
• «Реши проблему» (В фантастических сказках с героями происходят разные истории, учить ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.)
ТРИЗ технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!