Елена Дунаева
Консультация для воспитателей «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребё нок опирается на известные образцы: на действия, поступки, взаимоотношения окружающих людей. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт, восторг. По настоящему игра и осуществляется только тогда, когда её содержание дано в острой эмоциональной форме. Для усвоения знаний и умений применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства - подвижные игры, для развития социальных эмоций и социальных качеств личности- игры с правилами, сюжетно- ролевые игры
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Проследим за поведением в игре возбудимых детей. Их поведение в группе характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться известных правил взаимодействия. Этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности и к общению со взрослыми. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры. Знакомство с предметной средой, с игрушками часто становится почвой для познавательного и эмоционально- личностного контакта. Иначе ведут себя в игре дети обособленные. Обособленные дети стремятся играть в одиночку, где их игровые действия никто не противоречит. В коллективной игре, не умея строить отношения, эти дети часто терпят неудачу и оттого избегают участия в таких играх. Объясняют они это тем, что не хотят играть. У обособленных детей, безусловно, есть интерес к игровой деятельности и к общению со взрослыми. Они на разных этапах игры принимают взрослого как заинтересованного наблюдателя. Позднее они принимают взрослого как партнёра, с которым можно играть на равных. Их отношение к персонажам и к партнёрам по игре открывает педагогу огромный диапазон положительных эмоций, необходимых для формирования нравственных качеств личности. Однако над детьми властвуют жёсткие установки, оценки родителей по отношению к окружающей действительности, к поступкам людей. Жёсткие установки не только ограничивают умственное развитие ребёнка, но и мешают развитию игровой деятельности. Развитие игровых действий мешают и сложившиеся способы взаимоотношений между детьми. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Например, они проявляют жестокое отношение к куклам, которых обижают, наказывают. Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. Эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, личности ребёнка в целом. При низком уровне игры дети лишь манипулируют предметами. Эти предметные действия в основном и являются объектом положительного эмоционального отношения детей. Необходимо развивать эмоциональное отношение ребёнка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не просто знали содержание игры, но чтобы они определённым образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью. Роль воспитателя здесь огромна : это показ простых и понятных ситуаций, это демонстрация игровых действий, это постановка игровых задач (накормить, уложить куклу)
Важным является постановка задач, являющихся основой для эмоционально-нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие. Важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать на равных с ребёнком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребёнок учится у взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Надо уметь создавать в совместных играх социальные условия для преодоления отрицательных эмоций. В играх эмоционально неблагополучных детей со сверстниками полезно осуществлять обмен ролями между детьми- это развивает представление друг о друге.
Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров. Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнёров- персонажей не названы. Дети с узким, односторонним социальным опытом нередко оказываются беспомощными в условиях с. -р. игры, т. к. слабо представляют, как нужно поступить в той или иной ситуации. Воспитатель может наделять ребёнка через роль определёнными качествами и тогда ребёнок имеет опору для более определённого эмоционального отношения к партнёру. Так мы говорим маленькому ребёнку, показывая на сверстника, исполняющего роль, например, кролика. «Вот кролик. Посмотри, какой он мягкий, у него длинные ушки беленькая шубка…» При этом у ребёнка возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне их. Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребёнка. Так, агрессивному мальчику говорим: «Ты большой, сильный гусь Ты умеешь быстро летать, не боишься волка. Ты можешь защитить маленьких гусят от опасности»- и ребёнок начинает загораживать гусёнка… Он уже не обижает этого малыша - роль помогла мальчику изменить своё поведение, отношение к другим детям.
Роль помогает ребёнку освободиться от своих недостатков, например, упрямства, капризов, страхов, переживаний… Полезно обратиться к играм - драматизациям, чтобы перестроить эмоциональный опыт детей с негативным отношением к сверстникам. В них добро и зло-разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ. Для этих игр можно, например, использовать народные сказки. Вначале - сказку «Заячья избушка», а затем, при необходимости продолжения коррекционной работы, сказку «Кот, петух и лиса». Если в первой сказке черты главных героев даны чё тко: лиса- отрицательный герой, петух- спаситель зайца- положительный, то во второй сказке характеристика персонажей иная: характеры лисы и петуха дополнены новыми чертами. Петух теперь не спаситель, а жертва лисы - это более сложный образ. Характер персонажей этой сказки более богаче, поэтому, ребёнок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащённый эмоциональный опыт в воспроизведении сюжета сказки.
При подготовке к игре полезно провести занятие, на котором ребёнок изображает кого-нибудь из персонажей сказки, не называя их присутствующим, а воспитатель предлагает отгадать, кто вошё л в комнату: кот, петух или лиса.
Во время игры можно использовать приё мы:1-личный пример в обыгрывании роли персонажей, с тем, чтобы открыть отношения персонажей друг другу 2- косвенный подсказ новых ролевых действий 3- прямое воздействие, направленное на регулирование поведения ребёнка в игре. Оживление, смех, тревога во время рассказывания свидетельствуют о предвосхищении событий, об эмоциональном отношении к возникающим ситуациям, ожидании благополучного конца. Игры на тему сказок преображают эмоционально пассивных и неотзывчивых на чужую беду детей.
Об играх с правилами … Отношения в игре определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Такая игра обязательно предполагает партнёра. Организуя игры с правилами, воспитатель способствует снятию у ребёнка имеющихся трудностей эмоционального развития. Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно привлекать к ним родителей эмоционально неблагополучных детей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как- бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более тёплыми, содержательными. Только в тесном единстве с семьёй трудного ребёнка воспитатель может надеяться перестроить эмоциональную среду детей!