Ирина Фадеева
«Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
(консультация для воспитателей ДОУ)
Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№3 г. Лебедянь
Детям, особенно в младшем возрасте, свойственно моторное восприятие музыки, большое стремление к движениям, подвижным играм.
Публикация «„Игры с пением“ (консультация для воспитателей ДОУ)» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
В музыкальных играх содержание игры и характер движений определяются музыкой. К музыкальным играм относятся игры с пением, проводимые под пение воспитателей и детей.
С помощью этих игр у детей развивается интерес к пению, к музыке, воспитывается музыкальный слух, память, чувство ритма, голос, умение правильно исполнять мелодию.
Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный, форму (запев, припев) и отдельные средства музыкальной выразительности - скорость звучания (темп, громкость звучания (динамику, соотношение звуков по времени (ритм). Но самое главное – через игру песня входит в быт детского сада и семьи, исполняется без инструментального сопровождения, разумеется, если мелодия несложная.
К сожалению, порой, педагоги недооценивают игры с пением и не знают их репертуара. Но усвоить несколько песен к играм по силам каждому воспитателю.
Практика показывает, что, рекомендованные в программе игры с пением и хороводные, порой, не захватывают детей, имитационные движения их не удовлетворяют, особенно в старшей группе имитация, например, трудовых процессов их мало увлекает.
Дети любят игры, в которых есть действие, ловля или прятки, выбор нового водящего.
В игре «Теремок» детей привлекают выступления в разных ролях и момент ловли, в игре «Как на тоненький ледок» - развитие сюжета.
В игре «Ой, вставала я ранёшенько» нравится индивидуальное исполнение роли и комический конец, когда Медведь (мальчик, прикрытый шубой) «наступает» на девочку, а потом сбрасывает шубку и пускается с девочкой в пляс.
В игре «Медведюшка» М. Красева детей восхищает то, что Медведь воспроизводит все действия, о которых они поют.
Часто воспитатели «сетуют» на отсутствие времени для этого вида игр. В тёплое время года такие игры могут гармонично дополнить содержание прогулки на игровой площадке, на лугу.
Когда петь на улице нельзя, удобнее всего проводить игры во вторую половину дня. Если такая игра возникает по инициативе детей, воспитатель её поддерживает, регулирует. Игры с пением можно проводить сразу после дневного сна, или перед уходом на прогулку.
Если погода не позволяет выйти на прогулку днём, игру с пением следует включить в первую половину дня.
Иногда игры с пением даются в конце физкультурного занятия. Песню для игры надо сначала выучить на музыкальных занятиях. Прежде чем играть под эту песню, надо предложить детям показать имитационные движения, соответствующие тексту. Например, перед игрой «Кот Васька» ребёнок изображает, как умывается, подкрадывается. Или перед игрой «Кто у нас хороший» сначала два-три ребёнка представляют, как ездят верхом на лошади, как взмахивают кнутом. Затем эти действия могут выполнить все мальчики, а девочки, оценив, выбирают «лучшего» Ваню. Девочку на роль Олечки можно выбрать таким же способом. Такой вариант игры позволяет активизировать в игре всех детей, побуждать их к творческим проявлениям, к объективной оценке выразительности движений другими детьми. В своё время, воспитатель, музыкальный руководитель отмечают, кто из детей выразительно показывал движения, а кому они ещё не удались. Если дети затрудняются в передаче того или иного образа в игре, то взрослые участники игры могут сами показать, как это сделать. Но не следует требовать, чтобы дети в точности копировали движения взрослых. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок передавал образ по-своему.
В младшей группе игры в основном проводятся под пение воспитателя, в средней, старшей, подготовительной к школе группах - под пение детей и воспитателя. Дети в этих группах сначала разучивают песню на музыкальных занятиях и затем проводят под неё игру. В младшей группе песню предварительно не разучивают. Под пение самих детей можно проводить игры только со спокойными, плавными движениями: ходьбой, несложными наклонами корпуса, подниманием и опусканием рук. Если в игре встречается бег, подпрыгивание, надо делить детей на подгруппы - одни поют, другие играют, так как бег и прыжки не совместимы с пением по причине затруднения дыхания при движении. При повторении игры подгруппы меняются ролями. Нередко группа поющих детей увлекается игрой настолько, что перестаёт петь. Тогда воспитатель, не прерывая игры, включается в пение.
Игры с пением должны проводиться без музыкального сопровождения, но разучиваться при помощи музыкального инструмента. С этой целью можно использовать металлофоны, детские аккордеоны, духовые гармоники.
Кроме того, целесообразно использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям. Это платочки, косынки, кубики, ложки, флажки, погремушки, колокольчики, палочки, ленточки, бубны, и т. д. («Погремушки» М. Раухвергера, «Платочек» укр. Мелодия. «Кто у нас хороший» русск. нар. мелодия). Когда мальчики «скачут на лошадках», поют и стучат кубиками или палочками. Используются и мягкие игрушки: кукла, мишка, зайчик, лиса и др. Шапочки птиц, насекомых тоже обогащают игры детей. Использование пособий, игрушек дает нам возможность максимально разнообразить детские игры.