Татьяна Мериакре
Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами»
▼ Скачать +Заказ
"РЕЧЬ И МУЗЫКА"
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом в музыкальном и речевом воспитании является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры с музыкальными инструментами“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях.
По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.
Каждая речевая модель подразумевает различные интерпритации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом, в «нос» и т. д.
Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»
Игры с музыкальными инструментами
Музыкальные игрушки.
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
Погремушка
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ"
сл. и муз. Г. Чебакова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания, чувства ритма;
• обучение слушанию музыки, воспроизведению ритмического рисунка в прыжках.
**
• развитие слухового внимания;
• обучение воспроизведению ритмического рисунка в хлопках.
***• развитие звукоподражания, чувства ритма;
• обучение игре на металлофоне, треугольнике;
• закрепление представлений о музыкальных инструментах. 1. Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Пам-пам-пам-пам-пам,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Пам-пам-пам-пам-пам.
2. Солнечные зайчики,
прыг- прыг- скок.
Прыгают как мальчики,
прыг-прыг-скок,
По двору по улице,
прыг- прыг- скок,
По веселым лужицам,
прыг-прыг-скок. * дети подпевают повторяющиеся звукосочетания голосу взрослого;
На слова «пам-пам-пам» и «прыг-прыг-скок» выполняют ритмичные прыжки на обеих ногах по показу воспитателя.
** дети внимательно слушают пение взрослого, на слова «пам-пам-пам» и «прыг-прыг-скок» выполняют ритмичные хлопки в ладоши, по коленям или по столу;
*** дети поют песню с помощью музыкального руководителя.
На слова «пам-пам-пам» и «прыг-прыг-скок» выполняют ритмичные удары по металлофону или музыкальному треугольнику.
«БАРАБАН"
А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие слухового внимания, чувства ритма, способности к звукоподражанию ;
• разучивание разных ритмических рисунков (I—III уровни);
• коррекция мелкой моторики рук, звукопроизношения;
• автоматизация звуков «б», «м» в звукосочетаниях;
• обучение правильному положению инструментов, воспроизведение звуков на барабане в определенном ритме, отстукивание палочками по столу, дотрагиваться ими друг друга в ритме. 1.
У меня барабан.
Я стучу: бам, бам!
Барабанит барабан:
Бам, бам, бам, бам!
2.
Саша, палочку возьми.
В барабан постучи.
Барабанит барабан:
Бам, бам, бам, бам!
3. Мы идем, мы идем,
барабан несем.
Барабанит барабан:
Бам, бам, бам, бам! Музыкальный руководитель марширует по комнате, ритмично ударяя палочками по барабану.
Подходит к ребенку, дает ему одну палочку, и они вместе «играют на барабане».
Маршируют все дети.
"ПТИЧИЙ БАЗАР"
текст Т. Боровик
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию;
• обучение отстукиванию ритма (усложнение от I до III уровня) и ритмичному проговариванию знакомых слов в тексте;
• обучение игре на детских музыкальных инструментах;
• коррекция мелкой моторики рук. Ходим, ходим по базару,
Выбираем птичек пару.
Петеньку- Петушка,
Курочку-Рябушечку,
Чик-чиришек- воробьишек,
Ворона с вороною,
Филина, совушку. Декламирует музыкальный руководитель.
Дети простукивают ритмический рисунок на бубне.
Играют на маленьких маракасах.
Звенят колокольчиками.
Играют на палочках.
Играют на тарелках.
* дети отстукивают ритм хлопками или палочками;
** дети отстукивают простой ритм на инструментах;
*** дети отстукивают усложненный ритм.