Людмила Курцева
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые основные представления из окружающей среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным развитием.
Для ребенка в начале жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Речевое развитие идет наглядным, действенным путем.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ощущение и восприятие – первая ступень познания мира, речь опирается на сенсорное представление. Органы внешних чувств играют главнейшую роль в развитии ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Слово, связанное с наглядным представлением должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти.
В коррекционно-воспитательной работе по устранению дефектов речи большое место уделяется сенсорному воспитанию. Сенсорное развитие – основа развития личности ребенка в целом.
Проблемой сенсорного развития интересовались и интересуются многие физиологи, психологи и педагоги. С первых лет жизни ребенка отмечается важность развития умственных способностей детей и речи через развитие органов чувств (и в особенности зрения, слуха) : грудные дети внимательно смотрят в лицо разговаривающего с ним, постепенно становятся более «внимательными» к звукам человеческой речи. Сначала они реагируют на интонацию, обращенной к ним речи, затем значимым становится для ребенка ритм и, в конце первого года жизни, он начинает различать слова по звуковому составу. Дети в течение первых лет только и делают – отмечают ученые – что учатся видеть, слушать, обонять, осязать, учатся различать вкусы.
У детей страдающих тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в овладении сенсорными навыками. Дети с ТНР требуют особых занятий по восстановлению отдельных сенсорных функций : слуховых, зрительных и тактильных анализаторов. Формирование понятий цвета, формы, пространственного и временного представления у детей предшествует речевой работе и параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и слухового внимания. Крайне важно в работе привлечение двигательного анализатора.
Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи, который начинает формироваться с раннего возраста, поэтому так важна роль общения ребенка с матерью.
Работу по воспитанию у детей дошкольного возраста фонематического восприятия необходимо начинать с младшей группы: работа здесь идет в основном по формированию правильного звукопроизношения.
Работе по формированию представлений о цвете и форме у детей с ТНР предшествует определение уровня сенсорного развития ребенка, а затем на основе результатов намечается коррекционная программа. Эту программу можно разделить на несколько этапов.
I. (подготовительный). На этом этапе основная цель состоит в формировании способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия («Дай такую же куклу, кубик и т. д.», подбирать парные картинки и игрушки).
II. На втором этапе педагог привлекает внимание ребенка к какому-либо конкретному свойству предмета: цвету или форме. Ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет и форму предмета с образцом. Пока от ребенка не требуется словесное обозначение выделенного свойства.
III. Постепенно задача усложняется. На этом этапе педагог должен направлять процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы, постоянно называя цвет предметов и названия геометрических фигур.
IV. Словесные инструкции взрослого изменяются. Он ставит перед ребенком задачу: подобрать предмет определенного цвета или формы. Необходимо создание игровой мотивации деятельности ребенка и постоянное поощрение успехов.
V. Главная задача работы – формирование умения словесно обозначать сенсорные признаки предметов. Для ребенка с ТНР этот этап является наиболее трудным. Необходимо подобрать специальный комплекс дидактических игр и упражнений. В этот период ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, первый слог, звук или задать наводящий вопрос, либо напомнить цвет хорошо знакомого предмета. Закрепление названия цвета и формы должно осуществлять во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи.
VI. Основное внимание должно уделяться формированию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку : классификация по цвету и форме, исключение лишнего предмета, сравнение двух предметов. На этом этапе ребенок должен все свои действия сопровождать речью.
VII. На заключительном этапе необходимо учить детей составлять описательные рассказы на занятиях, учить отгадывать загадки о предметах, узнавая их по описанию. Расширяется словарь признаков и ребенок самостоятельно должен называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей.