Ирина Рощупкина
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности : при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические переживания и эмоции – основа эстетического восприятия.
Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является задача развития образной связной речи детей.
К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития.
Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности).
Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.
Я в своей работе использую различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы.
Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемностью, чтобы воспитание и обучение носили творческий, развивающий характер.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом (первая и вторая младшая группа) или слушание музыки в аудиозаписи (средние, старшие и подготовительные группы). Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность это пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, игрушки. Применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать или показать изображение музыкальных инструментов (старшая группа – аудиоэнциплопедия) и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная наглядность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.
Особенности речи ребенка отражают своеобразие его мышления. Известно, что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Своеобразие мышления ребенка отражается на особенностях его речи. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи отсутствуют. Связь «потому что» заменяется у ребенка союзом «и». Расположение явлений по их связям и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Помочь ребенку установить причинно-следственные связи и выразить их связной речью, призваны проблемные ситуации. Я ставлю задачу перед детьми: выбрать одну из двух, трех иллюстраций или сенсорных карточек (младшие группы, соответствующую изобразительному или эмоционально-образному содержанию музыки. Наводящими вопросами я прошу ребенка обосновать свой выбор. В его речи я слышу слова «потому что». Так с помощью педагога ребенок устанавливает причинно-следственные связи, речь его становится связной, ответ более полным и интересным.
Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.
Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.
Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В связи с этим, я использую «словарь эстетических эмоций», в который включены примерные группы терминов-синонимов. Например, бодрая - четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная. От слов-образов к словам качествам. Например, шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо, ребячась. Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно. Торжественно - радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно.
Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая листопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повысило бы образность речи.
Для активизации внимания детей при восприятии музыки использую следующий прием. Я сознательно делаю ошибки в высказываниях о музыке, давая возможность детям опровергнуть мои высказывания (в старших группах).
Развитие связной образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки («Конек-горбунок» Р. Щедрин, «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков). А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный вариант. Однако этот прием я использую только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтические выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для характеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.
Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость.
На моих занятиях дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но даже неправильный ответ приносит положительные результаты («Птичий вольер» - за правильный ответ я принимаю «Бабочка»; «Слон» - «Медведь»).
Можно попытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах (Сен-Санс «Карнавал животных»)
В результате дети яснее, глубже вслушиваются в музыку, различают в ней и характер, и изобразительные моменты, и наиболее яркие средства музыкальной выразительности. С помощью этого приема дети имеют возможность в образной форме выделить и подчеркнуть особенности произведения наиболее выразительными тембрами музыкальных инструментов и затем рассказать об этом. Результат всегда положительный.
Я часто предлагаю детям нарисовать музыку. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Связь с русской природой, например, в музыке П. Чайковского очень велика, настроение в природе, прошедшее через душу композитора, доступно и понятно детям. Своим языком музыка может рассказать о многом. В звуках передается и пение птиц, и раскат грома, и шум дождя, и завывание ветра, и движение поезда, и бег коня или чувства человека его характер, его мечты. Детям проще рассказать о рисунке, чем о музыке, и высказываются они о своих рисунках более охотно. Но именно через рисунок и происходит осмысление музыкального образа. На нарисованную музыку дети всегда радостно откликаются и узнают, даже через большой промежуток времени.
Так мы подошли к практическому методу в развитии речи детей на музыкальных занятиях. Б. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» говорит о том, что всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не только слушание, но и «соделывание», которое включает в себя разнообразные движения. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания музыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанровую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигаться под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидности танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подсказывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.
Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями. Например, при разучивании танцевального шага «козлик» :
Вышел козлик погулять, Скачет козлик по дорожке,
Стал он прыгать и скакать, Бьет он звонко каждой ножкой.
Козлик ножками стучит, Когда пляску я учу
По-козлиному кричит. То копытцами стучу.
(Г. Срибная)
При разучивании шага «припадание» :
Как танцуем мы красиво, Припадаем, припадаем,
Улыбаемся счастливо. Русский танец начинаем,
Припадаем мы на ножку Как лебедушки, плывем,
И покружимся немножко. Хоровод мы наш ведем!
(Г. Срибная)
Логомузыкальная пластика благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Развивает все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную, воображение, обогащает словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана давно. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга. С целью более эффективного развития речи детей в нашем детском саду проводятся специальные логоритмические занятия с воспитанниками.
Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как дети, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем обычные дети, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.
Для детей, испытывающих трудности в обучении, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки, либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.
Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.
Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.
Большое значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народной педагогике, народной мудрости. Ребенок органически включается в окружающую жизнь, учится наблюдать и понимать ее, живет в контакте с природой. Народно-музыкально-поэтическое творчество – хороводы, русские народные игры, частушки, постановка русских народных сказок – это родные корни, основа, необходимая для развития речи ребенка. Это то, что связывает его с Родиной.
Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая; быстрая или медленная; колыбельная это или плясовая. Связная речь младшего дошкольника носит ярко выраженный ситуативный характер, поскольку она не образует смыслового целого. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную ситуацию, к которой относится речь.
Младшего дошкольника объединяет с собеседником, прежде всего не общность мысли, а общность непосредственной наглядной ситуации, в пределах которой звуковая речь является лишь одной из форм общения.
В старшем возрасте все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявления самостоятельности и творчества. Приобретенный детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом служит базой для навыка давать не одиночные определения (как в младшем возрасте, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов; составлять рассказы о своих впечатлениях. Ребенок овладевает контекстной речью, т. е. таким типом связной речи, при котором смысл раскрывается из самого контекста, вне зависимости от непосредственно данной ситуации и непосредственного общения с собеседником.
В свете вышеизложенного, моей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в повседневной жизни, быту, играх.
Рощупкина И. А.
музыкальный руководитель