Авдеенко Олеся Михайловна
Консультация для педагогов «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение – ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ведущая педагогическая идея работы : развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Театрализованная деятельность - эффективный способ воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
В процессе театрализованной деятельности совершенствуется грамматический строя речи ребенка, его звуковая культура, монологическая, диалогическая форма речи, происходит обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.
По содержанию работы следует выделить такие формы организации театрализованной деятельности как
- проигрывания отрывка из сказок;
- прослушивания сказок, потешек, стихотворений;
- режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
- рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
- пантомимические этюды и упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- разучивание чистоговорок.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к тому, что дети приобретают уверенность в себе, умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения, строить диалог, произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями. Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение). Они могут самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки. Умеют распределять между собой обязанности. Дети могут запомнить и описать любимого героя.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.