Валентина Будеева
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке»
Будеева Валентина Павловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ)
«Детский сад № 2 «Журавушка»»
городского округа город Шарья Костромской области
Воспитатель
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Задача педагогов осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых и является речевое.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки нужно предусматривать равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.
Структура прогулки
• Наблюдение.
• Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
• Труд детей на участке.
• Индивидуальная работа с детьми.
• Самостоятельная игровая деятельность.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование речи дошкольников.
Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Например: В младшем дошкольном возрасте играя в песочнице, можно обратить внимание детей на то, что песок желтый, светлый, белый или, увы, грязный. При этом -мокрый песок можно назвать влажным, сырым. В процессе наблюдения нужно приучать ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя, а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песок вместе с детьми, обращаем внимание на то, что сухой песок сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, ребенок время от времени должен слышать то, как называются эти предметы, объяснять ему, что воспитатель сама делает, когда помогает в создании куличиков. Слыша во взрослой речи слова : песок - песочек - песочница - песочный, - ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка, учится различать "добрые" и "злые", "большие" и "маленькие" слова (песоЧЕК и песок, ведро и ведЕРКо).
Еще песок может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники и каменюги; поменьше - щебенка, галька. Вообще камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно) - просто, настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). И совершенно не страшно, если ребенок сочтет осколок кирпича чем-то вроде самородка - извлекайте из этого пользу: разглядывайте и обсуждайте!
Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление взрослым слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития ребенка, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самого воспитателя может стать забавной игрой.
У детей постарше забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, "посадив" в него цветочки. Старайтесь говорить с детьми о том, что они делают, обсуждайте сюжет их игр, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых ими работе. Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.
Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь детей. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся тракторы и прочая землекопательная и снегоуборочная техника: шумит, тарахтит, едет медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т. д.) Именно эти шумные машины становятся одним из первых названных ребенком в младшем возрасте предметов : "ДЖ-Ж-Ж". Такие наблюдения можно и нужно использовать для обсуждения с детьми старшего возраста тех или иных просто потрясающих марок машин: поинтересуйтесь, что именно делает "эту тачку" такой "классной", или попросите описать ту или иную машину, спросите о том, чем эта марка отличается от той.
В процессе наблюдении с детьми за транспортом и пешеходами расширяются и закрепляются правила дорожного движения, дети учатся рассуждать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них.
Разглядывая вместе с детьми деревья, траву и цветы, воспитатель не только учит их внимательно относиться к окружающему миру, но и развивает их связную речь. Предлагая ребенку младшего возраста рассмотреть разные листочки (клена, березы, осины, педагог неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: "Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше - он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве - березе". Рассказ, при этом, должен быть спокойным: ребенку нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому воспитатель должен стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы ребенку было легче (понятнее, "слышнее") постигать звуки родной речи, особенности ее звучания, стараться привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируя его звуковой образ в памяти ребенка, вызвать у ребенка желание проговаривать слова за воспитателем.
В старшем дошкольном возрасте, наблюдая за объектами природы, ребенок не только наблюдает, но и учится делать умозаключения, развивает память на основе длительных наблюдений, учится сравнивать.
Довольно широкие возможности для обогащения детского словаря дает знакомство с птицами. Берем с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагаем кормить птиц. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.
В младшем возрасте дети знакомятся с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т. д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птицы. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, и задумчивые - вороны. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей, но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. Рассказывайте обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь к тому, что скоро дети станут задавать вопросы.
В старшем дошкольном возрасте возможности для развития речи при наблюдении расширяются: это и отгадывание загадок о наблюдаемом объекте, рассказывание стихов и т. д., дети могут задавать вопросы и искать на них ответ.
Наблюдая за собакой или кошкой, разглядывая их следы на снегу, дети учатся выделять их признаки, особенности поведения, учатся сравнивать, рассуждать.
Таким образом, в группах с детьми младшего дошкольного возраста следует планировать кратковременные, но часто повторяющиеся наблюдения, т. к. дети этого возраста быстро утомляются и внимание их неустойчиво. В средней группе целесообразно знакомить детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя игры-поручения. Повторяющиеся наблюдения за одним и тем же явлением в природе учат детей замечать происходящие изменения, эмоционально их рассказывать. В старшем дошкольном возрасте наблюдения и исследования проводятся более длительное время, сопровождаются практическими исследованиями, высказыванием выводов, суждений.
Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за дворником, за разгрузкой продуктов из машины. Видя, как дворник подметает дорожки, убирает снег, дети учатся уважать труд других людей, рассуждать, делать несложные: подмели дорожку- будет чисто, красиво, нельзя мусорить; убирают снег- можно ходить по дорожке без труда; посыпали лед песком – не будет скользко и никто не упадет и т. д.
Наблюдая за трудом других детей на цветнике, огороде, дети и сами изъявляют желание трудиться и радуются результатам своего труда, выражая это эмоциональными высказываниями: какие красивые цветы выросли, какой большой огурец у нас вырос и т. д.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детский словарь. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, выражая это в речи, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, и учить наблюдать.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте, создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим детям овладеть полезными навыками и умениями. Во время коллективного труда формируются умения проговаривать и принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, обговаривая это со сверстниками. Происходит интенсивное формирование личностных качеств и коммуникативных умений ребенка.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.
Одним из видов подвижных игр является хороводная («Мы по лесу идем», «По ровненькой дорожке»,«Карусели» - в мл. возрасте, «Угадай, чей голосок», «Заря – зарница», «Пчёлы» -в ст. возрасте) в ней мы интегрируем сразу несколько образовательных областей. Это и физическая культура - бег, прыжки и т. п., здоровье - выполняя физические упражнения тем самым укрепляем здоровье, речевое развитие - диалог между играющими или проговариваем текст игры, безопасность - повторяем правила безопасной игры, социализация - учимся играть дружно, труд - выполняем трудовые поручения (собрать или раздать инвентарь). Широко используются словесные методы и приемы: название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
Решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи на прогулке используют речевые игры. Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое. На прогулке можно использовать самые разнообразные речевые игры: «Кто самый внимательный», «Рыба, птица, зверь», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?», «Скажи наоборот» и др.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка : разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним - двумя на интересную них тему, организовать ситуативные разговоры, индивидуальные игры – развлечения, творческие игры, строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д., понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением и событием, которое заметили они сами. Таким образом, самостоятельная деятельность детей дает возможность для каждого ребенка заняться любимым делом и организовать игру по выбору, в ходе которых совершенствуется умение общаться со сверстниками, выражать свое отношение, отстаивать свое мнение, т. е. развивать речь детей непосредственно в игровой форме.
Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, где происходит овладение детьми родным языком, способствуют развитию речевого диалога, более глубокому пониманию смысла увиденного и активизируют речь дошкольников. Главное - сделать так, чтобы детям на прогулке не было скучно.