Елена Ленькова
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по теме «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации :
Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по теме „Развитие связной речи: обучение рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, можно выделить умения и навыки связной речи, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие обучающегося и приобретение им учебных знаний, умений в системе школьного обучения. Речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
При развитии связной речи развивается и активизируется слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.
Связная речь имеет несколько функций:
- познавательная;
- коммуникативная;
- регулирующая;
- фиксирующая.
Формы связной речи :
1) Монолог: - самостоятельное высказывание;
- произвольность;
- развёрнутость;
- соблюдение логической последовательности.
2) Диалог: - желание 2-х говорящих людей;
- умение слушать и восторгаться;
- артистичность;
- эмоциональность.
В соответствии с ФГОС и с образовательной программой дошкольного образования система работы по развитию речи у обучающихся в старшей группе должна быть ориентирована на диалогическую форму речи.
Следует уделять внимание целевым ориентирам:
- обучению рассказыванию (пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием);
- на творческое рассказывание материала для развития воображения и наглядно-образного мышления;
- на сочинение небольших сказок без опоры на литературные тексты по заданной теме;
- на умение составлять рассказы на заданные темы из личного опыта;
- на составление концовок к хорошо известным народным сказкам.
В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи :
- развитие умения интересно, связно, последовательно описывать случаи из своей жизни;
- обучение соблюдать логику развития сюжета;
- совершенствование умения понимать и передавать в речи связи между явлениями, делать выводы;
- обучение давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
- обучение говорить не торопясь, громко и чётко, развивать интонационную выразительность речи.
Цель развития речи : научить логически последовательно и грамматически правильно излагать мысли, точно и образно передающие содержание.
Требования к результатам освоения программы:
Обучающиеся должны :
-уметь: самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
- пользоваться прямой речью, обращениями;
- пользоваться предлогами и союзами в предложениях;
-знать: различие женского, мужского и среднего родов у существительных, глаголов, прилагательных;
- владеть: интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
У обучающихся с ОНР можно выявить уровни недоразвития речи :
I уровень недоразвития связной речи : обучающийся не может правильно разложить 3 картинки последовательно, не развита планирующая функция речи, не видит логическую последовательность событий.
II уровень недоразвития связной речи : картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы.
III уровень недоразвития связной речи : раскладывание картинок в правильной последовательности, но рассказ неразвёрнутый, логически незаконченный.
IV уровень развития связной речи : относительная сформированность связной речи.
Работу над умением составлять рассказы следует вести :
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Ведётся работа над составлением рассказов по одной картине, по сериям картин, по схеме.
Работа над построением фразы (предложения) :
В. К. Воробьёва выделяет 16 классов последовательности в работе над структурой предложения, Л. Н. Ефименкова выделяет 8 классов структуры построения предложения.
I. Простое предложение: при этом ребё нку задаются наводящие вопросы:
1) ___ =. (Птица поёт.)
2) ___ = _ _ _. (Девочка рисует цветок.)
3) */*/*/* ___ = _ _ _. (Маленькая девочка рисует цветок.)
4) ___ = */ */*/* _ _ _. (Девочка рисует красный цветок.)
5) */*/*/* ___ = */*/*/* _ _ _. (Маленькая девочка рисует красный цветок.)
6) ___ = _. _. _. (Дети гуляли в лесу.)
7) ___ = */*/*/* _. _. _. (Дети гуляли в сосновом лесу.)
8) */*/*/* ___ = */*/*/* _. _. _. (Маленькие дети гуляли в сосновом лесу.)
Каждая фраза предполагает грамматику:
1) Изменение по родам, числам, согласование существительных и глаголов.
(Девочки пели. Девочки и мальчики поют.)
2) Падежная работа без предлогов (В., Т. и Р. Падежи). (Видели слона. Пишет ручкой. Слон – слона, карандаш – карандаша).
3) Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
4) и 5) см. пункты в «работе над простым предложением» - отработка умений в закреплении падежных форм, согласования слов.
6) знакомство с предлогами, составление предложений с предлогами. Отличие предлогов от слов.
7) и 8) - закрепление материала.
II. Работа над сложносочинённым и сложноподчинё нным предложением:
Кроме выше сказанного следует учитывать, что:
- в каждом классе ведётся работа над однородностью членов;
- надо усвоить структуру фразы: ___ и =.
- во фразе должна быть интонация (обучение структуре и интонации зависит от вопроса логопеда);
- надо следить за фонетико-фонематической стороной речи (слух, восприятие, представление);
- надо обучать строить схемы к предложениям, для развития грамотной речи.
Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая:
- развёрнутость;
- требует лучшей памяти;
- требует внимания к содержанию и форме речи.
Для того, чтобы она понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.
Пересказ - это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Цель пересказа: обучение созданию внутреннего речевого плана высказывания.
Обучающийся излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная вывразительность). Следует помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, в нём должны присутствовать элементы творчества. Нужно осмыслить текст, предложить его свободно, но с сохранением основной лексики автора.
Виды пересказов:
1) подробный;
2) близкий к тексту;
3) с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица);
4) по аналогии (с заменой героя, места и времени действия);
5) пересказ фрагментов;
6) инсценированный пересказ.
Цели занятий по развитию связной речи при пересказах :
1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла;
2) развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, логического мышления, познавательных интересов;
3) развитие монологической речи;
4) развитие техники чтения (при наличии карточек для чтения рассказов).
Ход занятия:
1) чтение + показ картинок;
2) составление предложений по каждой картинке;
3) пересказ по цепочке всего текста;
4) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинный план;
5) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинки «через одну» (перевернуть картинки через одну);
6) пересказ 1-го обучающегося без опоры на картинки;
7) разложи картинки по порядку;
8) пересказ после разложения картинок в нужной последовательности;
9) прочитай рассказ по карточке и разложи картинки по порядку.