Долгих Марина
Консультация «Обучение старших дошкольников умению видеть характерное в предметах и воспроизводить виденное в рисунке»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рисованию — одно из эффективных средств эстетического и нравственного воспитания. Смена времен года, обилие оттенков, форм — все это эмоционально воздействует на детей. Рисуя, ребенок отражает свои впечатления, чувства, свое отношение к явлениям.
Способность видеть красоту в окружающей жизни в известной степени присуща каждому ребенку, но у одних это качество развито острее, у других — слабее. Поэтому и нужно обучать умению видеть характерное в предметах и воспроизводить виденное в рисунке.
Публикация «Консультация „Обучение старших дошкольников умению видеть характерное в предметах и воспроизводить виденное в рисунке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В подготовительную группу ко мне пришли домашние дети, из других детских садов, из старшей группы нашего детского сада. Естественно, что их умения и навыки были разными. Одни рисовали хорошо, а другие не владели нужными для этого навыками, не любили рисовать краской, боялись испачкаться.
Как вызвать у всех детей интерес к рисованию, разбудить стремление к красоте природы, к искусству — картинам, скульптуре, окружающим предметам, радующим глаз?
Если дети рассматривали картину, обращала их внимание на то, какими разнообразными красками пользовался художник, создавая рисунок. Перед детьми картина «Золотая осень» Левитана, они видят опадающие разноцветные листья, осеннее небо, ярко освещенное солнцем.
На занятиях по замыслу дети часто рисовали одно и то же. Значит, запас знаний об окружающем у детей мал.
Чтобы рисунки были образнее, ярче, я учила ребят подмечать характерное в предметах.
Для этого пользовались сравнениями («снежинка, точно кружевная», «одуванчик белый, легкий, как пух»). Ассоциации, вызываемые в памяти ребенка образными сравнениями, будили мысль, восприятие становилось острее.
На прогулках и экскурсиях мы наблюдали за облаками, тучами, за цветом неба — то серым, то голубым, розовым или багряно-красным при закате. И вот в детских рисунках вместо неба, нарисованного голубой или синей полосой, появились легкие "облака, хмурые тучи. Дети более реально изображали виденное.
Рассматривая издали березовую рощу, отметили, что деревья совсем маленькие и смотрятся сплошной полосой — то голубовато-сиреневой, то фиолетовой, то черной, в зависимости от освещения.
А когда войдешь в рощу — деревья большие. Дерево, стоящее ближе, кажется больше, чем дерево, удаленное от нас, хотя они одинаковы по размеру.
А сколько впечатлений оставили экскурсии в городской парк!
Незаметно у детей появился интерес к произведениям искусства. После выходного дня они приносили книги с иллюстрациями и рассматривали их вместе.
Когда появилась палитра и лети стали самостоятельно составлять нужный им цвет, интерес к рисованию увеличился. Они смешивали разные тона красок и получали розовый, голубой и зеленый цвета. «А если смешать желтую и красную, что получится?» Они «экспериментировали»— делали все новые «открытии». Я не препятствовала этому, желая воздержать возникший интерес.
Я учила ребят и некоторым новым приемам рисования, например приему размыва красок. Дети стали более рисовать небо, землю, реки. Если раньше изображали их однотонной полосой, то теперь при рисовании, например, облака они наносят цветовое пятно, размывают его водой — получается легкое пушистое облако.
Пользовалась и приемом примакиваиия по просохшей краске (окна на домах) и по сырой краске (лес вдали ваш земля, трава) — для получения неровное, рыхлой поверхности.
Показала детям, как пользоваться вспомогательными линиями при рисовании человека, особенно человека в движении.
Учила соблюдать примерные пропорции предметов. У Тани человек всегда получался с огромной головой. маленьким туловищем, а ноги совсем не помещались на листе
бумаги. Я рассматривала с ней людей на картинках, иногда предлагали внимательно
рассмотреть девочку из нашей группы или куклу. Фигуры людей в рисунках Тани постепенно приобрели пропорциональность. Она была довольна и все чаще рисовала людей.
Учила детей просушивать одну краску, а потом рисовать другой, чтобы краска не расплывалась. Особенно нетерпеливым напоминали об этом. Постепенно все научились ждать. Работы получались аккуратными, с целой гаммой различных тонов.
Для выразительности детского рисунка использовала цветной фон бумаги. Для хмурой осени — темно-серый, для солнечного дня — голубой, для ночного города — фиолетовый. А мимоза и красные тюльпаны красиво выглядели на черном фоне.
Особенно нравилось детям рисование с натуры. Нередко перед началом занятий я читала стихи.
В нашем группе есть уголок художника. В хорошо освещенном месте стоит мольберт, разложены краски, листы бумаги, разные по цвету, форме и величине, палитры.
Многие дети проводят здесь свободное время. Вначале они часто спрашивали: «С чего начать, как рисовать?» Но чем больше рисовали, тем меньше встречали затруднений— самостоятельно выбирали темы, начатое доводили до конца. Рисунки с мольберта снимали только тогда, когда они были окончательно сделаны. Это обязывало каждого завершать свою работу.
Дети свободно пользовались красками, самостоятельно наливали их из банок, промывали палитры, кисти и тряпочки. Дети помогали друг другу советами, но никогда не оказывались без внимания воспитателя.
Таня нарисовала березу, но она слилась со снегом. Тогда я предложила ей нарисовать березу, освещенную солнцем: ствол березы вверху желтоватый, а внизу почти черный. Таня исправила рисунок, и березка стала выделяться на фоне снега.
Юра, рисуя, нечаянно капнул красной краской на небо, и кто-то из детей огорченно воскликнул: «Ой, какая клякса!» Я поспешила к мальчику, но увидела, что он не нуждается в моей помощи: Юра размывал пятно. Вместо кляксы — розовое облако. А дети переговаривались: «Да, розовые облака бывают при закате солнца!»
Рисовали дети и коллективно. У одних хорошо получались дома, у других — деревья, у третьих — люди. Все дети, даже не принимавшие участия в рисунке, с удовольствием рассматривали его и гордились «большими картинами» (так они называли коллективные работы).
В коллективных рисунках ярко видна творческая инициатива детей, умение договориться о замысле. Дети помогают друг кругу, выслушивают критические замечания товарищей, дают советы, иногда спорят. Все это развивает творческую фантазию, художественный вкус.
Раньше некоторые дети вообще не брались за кисть, они лишь меняли воду для краски, мыли палитру. А потом и сами садились за мольберт, начиная робко рисовать.
Мы анализируем детские рисунки, устраиваем выставки. Сами дети рассматривают их. А потом мы собирались все вместе и обсуждали выставку.
Вначале дети высказывались несмело. Давали примитивную оценку: «хорошо» или «плохо». Позднее они говорили и о качестве рисунка, реальном изображении, о пропорциях предмета, его расположении на листе бумаги, о выборе цвета.
Дети преодолели барьер пассивности, равнодушия к рисованию. Появились любознательность, умение подметить интересное в окружающей жизни, желание отразить это в рисунке.
Научить детей воспринимать прекрасное — благородная задача воспитателя!