МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников»

Елена Зиниченко
Консультация для воспитателей «Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ

Мнемотехника является –системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте. Но также необходимо развитие и других психических процессов, таких как: восприятие, мышление, речь и воображение. Их невозможно развивать без увеличения объема памяти.

Публикация «Консультация для воспитателей „Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделям, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большова. – коллажем, Л. Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов – А. Л. Венгером, А. В. Запорожцем и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию.

Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив ими общие признаки объекта, т. е. пользоваться «заместителями».

В работе с мнемотехникой используются всевозможные модели.

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Следовательно, создавая мнемотаблицы и схемы-модели, дети создают модели слова, рассказа.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Получается, что мнемотаблицаэто информационная модель: целенаправленно отобранная информация об объекте. А в качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) ч тко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отч тливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с е помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера свободы творчества, у каждого реб нка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую проблемную ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без них им будет трудно.

Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета;

- формы;

- величины;

- действия.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных

видах деятельности, т. к. у реб нка не должно быть «привыкания», что этот символ применим

только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных

символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах - с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 21 июня 2023 в 14:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зиниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД