Елена Зиниченко
Консультация для воспитателей «Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Мнемотехника является –системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте. Но также необходимо развитие и других психических процессов, таких как: восприятие, мышление, речь и воображение. Их невозможно развивать без увеличения объема памяти.
Публикация «Консультация для воспитателей „Мнемотехника для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделям, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большова. – коллажем, Л. Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.
В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов – А. Л. Венгером, А. В. Запорожцем и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию.
Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив ими общие признаки объекта, т. е. пользоваться «заместителями».
В работе с мнемотехникой используются всевозможные модели.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Следовательно, создавая мнемотаблицы и схемы-модели, дети создают модели слова, рассказа.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Получается, что мнемотаблица – это информационная модель: целенаправленно отобранная информация об объекте. А в качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) ч тко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отч тливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с е помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера свободы творчества, у каждого реб нка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую проблемную ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без них им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета;
- формы;
- величины;
- действия.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных
видах деятельности, т. к. у реб нка не должно быть «привыкания», что этот символ применим
только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных
символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах - с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно