Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников»

Людмила Лукишко
Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основными формами образовательной деятельности являются такие формы, как наблюдение, экспериментирование, беседа, решение проблемных ситуаций, проектная деятельности и другие формы. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников“» размещена в разделах

Все эти формы образовательной деятельности являются ведущими в ТРИЗ технологии.

Использование ТРИЗ-РТВ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста :

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- преодолевают стереотипность мышления;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

- раскрепощению детей на занятиях;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

- делают занятия интересными и увлекательными.

Основная цель ТРИЗ – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности, что и является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.

Педагог, использующий ТРИЗ в своей работе, не дает готовых знаний, не раскрывает перед детьми истину, а учить ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию.

Предлагаю Вашему вниманию несколько инструментов ТРИЗ технологии.

2

Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии

Цель:

1. Обучение умению задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов,

2. Формирование навыков объединения между собой выясненной информации,

3. Обучение построению обобщенной модели проблемной ситуации,

4. Обучение поиску аналогии в жизненном опыте,

5. Формирование умения самостоятельно уточнять и расширять знания,

6. Освоение алгоритма работы по решению задач с недостатком данных. Последовательность освоения числового ряда

Игра с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений. Представленные этапы обучения целесообразно начинать реализовывать с детьми 4 лет.

1 этап

Цель:

1. Обучение детей работе с числовым рядом от 1 до 11.

а) с помощью зрительного представления цифрового ряда; б) без зрительного восприятия.

2. Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.

3. Овладение словами, определяющими место данного числа; освоение понятий "до", "после", "между", "перед".

Условия: перечислять цифры нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента.

Примечание: игра "Да - нет" без зрительного восприятия цифрового ряда проводится по той же схеме.

2 этап

Цель:

1. Освоение детьми сотни по десяткам.

а) с помощью зрительного представления числового ряда; б) без зрительного восприятия (работа по памяти).

2. Закрепление понятий "до", "после", "между", "перед"; овладение поня-тиями "предыдущий" и "последующий" десяток.

Условия: перечислять предметы нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента.

В зависимости от качества освоения детьми задач первых двух этапов, выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением.

3 этап

3

Цель:

1. Работа с числовым рядом от 1 до 100 без зрительного восприятия : а) десятками; б) единицами,

в) без выделения серединного числа.

2. Работа с оговоренным числовым рядом (например, числа от 10 до 40).

Использование игры – «да-нет» в повседневной работе с дошкольниками

I. Ознакомление с днями недели

Моделирование дней недели.

Цель: закрепление знания последовательности дней недели, формирование умения перечислять их в определенном порядке, начиная с любого.

Оборудование: 7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек. Цветовое обозначение каждого дня недели постоянное, используется к календаре природы в ежедневной практике).

II. Ознакомление с месяцами года

Цель: закрепление знаний последовательности месяцев в году, их отношения к конкретной поре года.

Оборудование: карточки с изображением природы в различные поры года (по 3 на каждую пору – ранняя, средняя, поздняя осень и т. д.) или со схемами-моделями, выбранными вместе с детьми для обозначения каждого месяца.

III. Ознакомление с алфавитом

Цель: знакомство с последовательностью букв в алфавите, их характеристиками (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают – гласные и согласные, твердые и мягкие и т. п.).

Оборудование: алфавит, написанный в виде ряда, в виде таблицы (5-6 рядов букв, касса букв.

IV. Ознакомление с нотным рядом

Цель: Закрепление знания последовательности нот в октаве, характеристик музыкального звука.

Оборудование: наборное полотно в виде нотного стана, фигурки нот.

V. Ознакомление с размером

Цель: Упражнять в построении сериационных рядов на основании признаков, закрепить различение параметров размера: высоты, длины, ширины, толщины, объема.

Оборудование: наборы картонных полосок или деревянных цилиндров (в каждом наборе полоски (цилиндры) различаются по цвету и одному из параметров размера: по толщине, по ширине, по длине, по высоте)

VI. Ознакомление с овощами и фруктами

4

Цель: упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

Система тренингов по обучению классификационным умениям

Обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему творческих заданий. Форма организации работы с детьми – тренинги с малыми подгруппами дошкольников. Деятельность мотивируется через проведение соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире.

1. «Природный и рукотворный мир».

Цель: учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

Оборудование: большой круг, разделенный пополам; наборы картинок с изображением объектов природного и рукотворного мира (не менее 100). В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного.

2. «В гостях у Королевы Природы».

Цель: учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Оборудование: большой круг, разделенный пополам; набор картинок с изображением различных объектов природного мира (не менее 50). В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов живой природы, во вторую – неживой природы.

3. «В гостях у Живой природы».

Цель: учить детей делить объекты живой природы на классы и группы по заданным признакам и объяснять основания такого деления.

Оборудование: большой круг, разделенный на 3 сектора: 1 сектор обозначает царство грибов, 2 сектор – класс растений, 3 сектор – класс животных. Количество картинок с изображением представителей этих классов не ограничено.

4. «В гостях у Королевы Изобретений».

Цель: учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

Оборудование: большой круг, разделенный на несколько секторов (каждый сектор обозначает какую – либо классификационную группу, набор картинок с изображением представителей этих групп (количество не ограничено).

5. Серия игр «Да-нет» на загаданное или неизвестное слово проводится, когда дети научатся определять характерные признаки объектов.

Цель: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и значений признаков неизвестного объекта; продолжать учить

5

классифицировать объекты материального мира по самостоятельно выбранным основаниям.

Оборудование: набор картинок по классификации объектов окружающего мира.

Содержание:

Ведущий загадывает объект или неизвестное слово, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают. Вопросы можно задавать, опираясь на следующую таблицу:

Таблица классификации объектов окружающего мира

Объект

Рукотворный мир Природный мир

Принадлежность к Живая природа Неживая природа

классификационной

группе

Функция объекта, Животный мир (черви, Вещество

его дело насекомые,

ракообразные,

Материал Твердое

пресмыкающиеся, рыбы,

Форма земноводные, моллюски, Газообразное

паукообразные, птицы,

Цвет Жидкое

звери, человек)

Размер (по Далее

отношению к чему- используются

либо) вопросы,

связанные с

Наличие частей Грибы (ядовитые и

выяснением

съедобные)

признаков цвета,

Местонахождение Растительный мир формы, размера и

(культурные и т. д.

дикорастущие)

Время создания Микробы

Количество и др. Далее используются

вопросы, связанные с

выяснением признаков

цвета, формы, размера

и т. д.

Работа по системному оператору

6

Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера считается алгоритм, основанный на системном операторе.

Системный оператор является эффективным средством формирования системного мышления.

Структура системного оператора

НС

ПНС (определение БНС

(прошлое надсистемы) местонахождения (будущее надсистемы)

объекта)

С

ПРС Объект БС

как система

(прошлое системы) (будущее системы)

(выделение функции

объекта)

ПС

ПРПС (части системы, без БПС

(прошлое подсистемы) которых она не может (будущее подсистемы)

функционировать)

Алгоритм системного мышления

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства (объект-

функция,

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства (объект в прошлом и будущем,

3. Выявление составляющих объекта (части объекта,

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект. Выявление основного места обитания или функционирования (объект – место функционирования или обитания, классификационная группа).

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам (чем объект похож или чем отличается от других объектов).

Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира

7

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая называется «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – девять экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку :

«Что-то» (автор к. п. н. Гафитулин М. С.)

Если мы рассмотрим что-то… (объект, окошко 1)

Это что – то для чего – то… (функция системы, окошко 1) Это что – то из чего – то… (подсистема объекта, окошко 2) Это что-то часть чего – то (надсистема объекта, окошко 3) Чем – то было это что – то… (прошлое объекта, окошко 4) Что – то будет с этим что – то (будущее объекта, окошко 7)

3

6 (надсистема объекта, 9

его части)

4 1 (объект)\ (функция 7

(прошлое объекта) объекта, (будущее объекта)

основное дело)

5 2 8

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы

Объекты живой природы подвергают генетическому анализу, то есть в основу логических операций системного характера ложится линия жизни (существования) конкретного объекта. Усвоенные мыслительные операции помогают детям структурировать имеющуюся у него отрывочную информацию, дополнить ее с помощью аналогий и сравнения.

Контрольные вопросы по систематизации объектов:

1. Это кто? Какое оно?

2. Из каких частей состоит?

3. Где живет? К какому классу относится?

4. Что надо объекту, чтобы оно подросло? (условия жизни) Какое теперь стало? Чем отличается от прошлого?

5. Из каких частей стало состоять?

6. Где теперь основное место обитания?

7. На 7-9 экранах повтор вопросов 4 – 6.

8

По девятиэкранкам можно выстроить логику любого занятия. При этом дети думают вместе с педагогом. Взрослый играет роль информационной системы, выстраивая цепочку вопросов для заполнения «чудесных экранов» в зависимости от целей.

Поэтическое творчество А. С. Пушкина

Культура общества

конца 18 – начала 19 Литература 19 века Мировая культура

века

Саша Пушкин. А. С. Пушкин – поэт,

Пробы в поэзии. писатель, художник. Память об А. С.

Начало поэтической Поэты его времени – Пушкине

деятельности Лермонтов М. Ю.

Поэмы, стихи, Памятники, картины

Ранние стихи сказки, прозаические (портреты, полное

произведения, собрание сочинений,

рисунки книги, рисунки)

Рассказ «На льдине»

Девятиэкранка позволяет облегчить ребенку процесс пересказа литературного произведения, если это произведение рассмотреть по системному оператору. При таком подходе к пересказу ребенок не только тренирует память, но и выстраивает логические цепочки взаимосвязей.

Родные и близкие, Поведение и чувства Поведение и чувства

проводившие родных, близких и

родных и людей,

рыбаков. Их спасателей во время

спасших рыбаков.

поведение и чувства беды

Льдина до беды Льдина во время Спасение людей со

беды льдины

Чувства и действия

конкретных людей. Чувства и действия

Чувства рыбаков: Чувства и действия

конкретных людей.

беззаботность, конкретных людей.

Чувства рыбаков:

желание наловить Чувства рыбаков:

тревога, желание

рыбу, радость,

спастись. Действия:

эмоциональная благодарность,

установка

приподнятость. анализ

опознавательных

Действия людей: происшедшего

систем

работа с сетью,

устройство лагеря

9

Ссора (анализ конфликта между двумя мальчиками)

Поведение детей в Дети в группе в Состояние детей в

группе, их занятия и

момент ссоры группе после ссоры

состояние ссоры

Деятельность

первого ребенка: Факт ссоры между Возможная

что, как почему.

двумя мальчиками: деятельность детей

Деятельность

что, как, почему после конфликта

второго ребенка:

что, как, почему.

Из каких цепочек Эмоциональное Эмоциональное

состояла состояние обоих

состояние каждого

деятельность мальчиков во время

ребенка, желания,

каждого ребенка до конфликта,

претензии и т. д.

конфликта, их деятельность,

Анализ решенного

настроение и претензии,

конфликта

претензии при этом. противоречия.

Морфологический анализ

Суть метода заключается в следующем: мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение их значений и является основой аналитической деятельности.

Заяц

Жираф

Лиса

Крокодил

Голова Туловище Хвост Лапы

10

Технологическая цепочка проведения тренинга

1. Представляется морфологическая таблица.

2. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).

Пример: существование или выживание систем в необычных условиях.

На вертикали: карточки с изображением объектов рукотворного и природного мира (собачка, цветок, стул, зонтик).

На горизонтали: карточки с изображением стихий (огонь, вода, воздух, земля).

3. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных или вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействия (морфологический анализ).

Пример: как выжить собачке (цветку, стулу, зонтику) при встрече с огнем (водой, воздухом, землей).

4. Обсуждаются способы сохранения рукотворных и природных объектов в необычных условиях (в мире огня, воды, воздуха, земли).

5. Выводятся правила существования, вцживания этих объектов в необычных условиях.

6. Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.

Пример: рисование способа защиты цветка или придумывание сказки про

путешествие Стула и Зонтика в Подземелье.

Система построения тренингов на морфологической таблице

1. С детьми 3 лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя – четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии «Волшебной дорожки». Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов.

2. Для работы с детьми 4-5 лет на вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематичные изображения (цветом, буквами, знаками) объектов природного и (или) рукотворного происхождения. На горизонтали части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, типовые приемы фантазирования.

3. Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфтаблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.

4. Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения.

5. Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок.

6. Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем).

11

Игры и творческие задания с использованием морфологической таблицы

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации

«Как петушок себе цвет На вертикали – силуэт петушка (бесцветного). На

подбирал» горизонтали – цветные кляксы (желтые, зеленые и

Уточнить знания детей о т. д.).

некоторых цветах и В. : назови цвета, которые ты знаешь. Выбери,

оттенках. Побуждать каким цветом какую часть петушка ты бы

детей фантазировать на раскрасил.

основе изменения Или:

признака цвета. Р. : Петушок путешествует по «Волшебной

дорожке» цвета. Попадает в гости поочередно к

разным краскам. Окружающий мир окрашивается

в соответствующий цвет. Оценка фантастического

преобразования на уровне «хорошо-плохо».

«Путешествие растений» На горизонтали – карточки с изображением

Уточнить знания детей растений (березы, клюквы, розы, кактуса).

об условиях На вертикали – карточки с изображением

существования растений. природных ландшафтов (тайги, болота, парка,

Побуждать к описанию пустыни).

фантастических В. : выбери растение и расскажи, где оно растет,

ситуаций, возникающих в почему.

результате В. : выбери любую карточку и помести ее в

взаимодействия объекта с необычное место обитания. Расскажи о том, что

окружением. или кто поможет растению выжить.

Рекомендуется с Ответ ребенка: березка дает соки для клюквы,

пятилетнего возраста которой очень сухо в тайге.

«Путешествие в страну На горизонтали – схемы, обозначающие объекты

Математики» математического знания (часы, геометрические

Учить детей формы, цифры, задачи и т. д.). На вертикали – 2-3

придумывать истории, объекта (поезд, синицы).

связанные с В. : Рассмотри картинки. Объясни, какие

фантастическим математические знания необходимы человеку при

преобразованием взаимодействии с данными объектами (поезд

объекта. ходит по расписанию, а синичка активна в светлое

Рекомендуется с 6 лет. время суток).

В. : придумай историю о том, как синичка со

своим другом паровозиком решила побывать в

стране математики и что из этого вышло.

Публикации по теме:

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» В настоящее время диагностируется все больше детей с нарушениями физического и психического здоровья. Поэтому применение здоровьесберегающих.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ. Консультация для воспитателей Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ. Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Сотникова.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада. Типичные ошибки при создании презентации» МБДОУ "Детский сад № 11" Консультация для воспитателей Тема:" Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада. Типичные ошибки при.

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе» Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе» Формирование элементарных математических представлений.

Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе (для аттестации) Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Сегодня большое внимание уделяется здоровьесберегающим.

План самообразования по использованию ИКТ в воспитательно — образовательном процессе ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План по самообразованию:.

Семинар-практикум «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как условие повышения качества образования» .

Здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ 08.08.2018 Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 20:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лукишко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД