Ольга Тюхина
Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
08.08.2018
Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивали её по пятибалльной системе, Россия получила лишь 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны.
По результатам Всероссийской диспансеризации детей, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 до 33,89 процента с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии В, Ф, Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Как ни печально, от 20 до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с ОБРАЗОВАНИЕМ.
Результаты исследования Института возрастной физиологии РАО говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, за период обучения увеличивается от 20 до 70 процентов.
По мнению Владимира Филиповича Базарного – знаменитого херурга, офтальмолога и доктора медицинских наук, сегодня вся концептуальная основа образования ориентирована против природы ребёнка.
Во - первых, в основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения
Во – вторых, - сенсорно обеднённая среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За годы проведённые в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.
В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.
Вывод учё ного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской службе. Чего же мы ещё ждём?»
Более 25 лет посвятив решению судьбоносной для России проблемы - сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений В. Ф. Базарнов стал основателем нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики : «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ, дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом
Благодаря данной технологии достигается :
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся :
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
В этом учебном году одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является: «Совершенствование работы по обеспечению физического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного (частая смена динамических поз, схемы зрительных траекторий) ".
В процессе занятий физической культурой, частая смена динамических поз происходит сама собой. Выполняя различные физические упражнения и осваивая новые двигательные навыки, дети постоянно меняют позы т. к. полноценное занятие по физической культуре предполагает работу всех групп мышц, и выполнение практически всех видов основных движений.
В процессе построения воспитательно – образовательного процесса по физическому культуре, я активно использую технологии В. Ф. Базарного для оздоровления детского организма, а также профилактики офтальмологических заболеваний и нарушений опорно – двигательного аппарата. Кроме того работа в данном направлении, позволяет разнообразить традиционную структуру занятий по физической культуре и тем самым укрепить интерес детей к спорту и ЗОЖ.
В ходе занятия я часто использую офтальмологические тренажеры, которые позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться, снять психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствуют доброжелательности, улучшают чувство гармонии и ритма, развивают зрительно-ручную координацию. Методика использования проста, стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Треножеры расположены на стене и несут определенный тематический характер спортивной направленности. Например «Глазки побежали змейкой» - на стене из самоклеящейся цветной бумаги изображена траектория «змейка» между кеглями, ребенку предлагается преодолеть игровое препятствие с помощью зрительного слежения. Или «Незаменимый мяч» - на стене изображение мяча от которого отходят цветные ленточки к иллюстрациям с изображениями разных видов спорта с использованием мяча, дети зрительно проводят линии и называют вид спорта, где используется мяч.
Для интеграции физической культуры с другими образовательными областями использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных, геометрические фигуры, цифры. Все вместе картины составляют единый сюжет. Это позволяет закрепить знания детей по другим образовательным областям, а также решить задачи физкультурного занятия. Например, в процессе передвижения по залу детям дается команда «шагом марш» и задается направление к зрительному ориентиру, указывается способ например, высоко поднимая колени, к другому зрительному ориентиру на носочках, к третьему - на внешней стороне стопы и т. д. А также с помощью зрительных ориентиров отрабатываем передвижения по залу в заданном направлении: через середину зала, по диагонали и т. д.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанное «Экологическое панно». изготовлено оно следующим образом. На стене расположена рамка размером примерно1, 5 х 1,5м. которая формируется с помощью ярко раскрашенных бумажных аппликаций или натуральных предметов (листьев, веточек, шишек и т. д., которые прикрепляются к стене и постоянно обновляются в зависимости от темы. В середине крепятся иллюстрации с изображением времени года. Для решения задач по физической культуре использую его следующим образом: в вводной части занятия в предварительной беседе предлагаю детям, стоя на массажных ковриках внимательно рассмотреть изображение и самим догадаться, чем мы будем заниматься на занятиях, какие виды движений будем выполнять, в какие игры будем играть? Для этого использую схематические изображения различных видов движений, подвижных игр, иллюстрации видов спорта, которые размещаю непосредственно на самом «Экологическом панно» Как правило, в течение учебного года используются четыре варианта экологического панно (осенний, зимний, весенний, летний пейзажи). Помимо этого, в процессе дети сами моделируют то или иное явление природы с помощью мелких съёмных объектов. Такие наглядно-практические действия развивают пространственные представления, мелкую пальцевую моторику, дают положительный эмоциональный настрой, повышают интерес учащихся к занятию.
Большое внимание стараюсь уделять коррекции и профилактики плоскостопия Для этого использую индивидуальные массажные коврики. Массаж стоп имеет огромный оздоровляющий эффект на весь организм в целом. Стопа является опорой, фундаментом тела, а нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.
. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия дети вначале только стоят на ковриках в носочках, затем постепенно переходят на постоянное хождение в носочках и на занятиях и вне занятий. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок, суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.
Все виды, способы, приемы тренажей проводятся на массажных ковриках. Кроме того, дети выполняют специальные упражнения для стоп: подъемы на носочки с перекатом на пяточки, далее упор на боковые и внутренние своды стоп; перекатывание по диагонали, по часовой стрелке.
Для формирования навыка правильной осанки использую мешочки с морской солью. Детям предлагается с мешочком на голове выполнять различные виды ходьбы. А также упражнения для развития осанки - «Гора», «Держи осанку», «Деревце». Исходное положение - ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх, представьте, что вы сильное крепкое дерево. Оно тянется к солнцу. Опустите руки выдох.
Для оздоровления детского организма активно использую игровой самомассаж и дыхательную гимнастику. В спортивном зале имеется картотека комплексов самомассажа, где детям предлагается выполнить его в игровой форме под чтение стихов. Для массажа различных частей тела использую массажные мячи и суджок. Массаж спины: «Две веселенькие свинки».
Исходное положение - дети по парам выполняют поочередно упражнение, рассказывая стихотворение, массажируя спинку друг другу.
«Барабан». Дети встают в колонну друг за другом.
Релаксацию под звучание спокойной музыки, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Очень важно научить детей искусству расслабления. Полезно использовать с этой целью упражнения с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки.
Также собрана картотека дыхательной гимнастики, которая способствует формированию правильного равномерного дыхания глубокого вдоха и медленного выдоха.
Таким образом, в процессе использования технологий В. Ф Базарного мы видим, что сам процесс обучения не нарушается, а становится более увлекательным и доступным.
Использование вышеописанных технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности, тем самым удовлетворить естественные потребности ребенка. У детей повышается внимание, работоспособность, мотивация к обучению. Такая система способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, формируется устойчивость к факторам внешней среды, и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребенка.