Тамара Бобылёва
Консультация для воспитателей и родителей «Основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
"Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"
Сегодня мы живём в таком мире, когда понемногу стирается грань между теми людьми, кто здоров, и теми, у кого ограниченные возможностями здоровья. По сути, каждый равен перед сложностями и обстоятельствами, проблемы нас заставляют искать новую дорогу, выходить из разных ситуаций.
Темочки:
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ведь жизнь - длинная лестница вверх, карабкаться по которой, словно в гору, с каждым разом сложнее и сложнее. Перед людьми, имеющими проблемы со здоровьем, стоит та же самая лестница, только вот ступенек на ней всегда чуть больше…
В настоящие время процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья исследуют специалисты разных отраслей научного знания, которые не только изучают все аспекты этого процесса, но и исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы самой социализации.
Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Среди основных подходов к проблеме социализации детей выделяют несколько этапов, хотелось бы остановиться на самых главных.
Первое - дополнительное обучение. Так, различные клубные формы работы с детьми-инвалидами и их родителями позволяют отчасти восполнить существующий дефицит социального и педагогического внимания к проблемам и заметно оптимизировать воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные учреждения являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи инвалидам.
При этом, особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов с семьей воспитанников. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются.
Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.
На сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми-инвалидами.
Второе – это школьное обучение. В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они, прежде всего, с социальным неравенством.
Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом.
Довольно значима роль совместного образования, которая позволяет в большой степени сократить влияние на детей-инвалидов. Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, специальное оборудование мест для общего пользования). Необходимо учитывать также преграды социального характера : существующее стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.
Есть необходимость и дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы образования детей с отклонениями. Даже при существующих на сегодняшний день малых масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. Самым значимым из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается школьных зданий и классов, отчасти преподавательского состава, наличия профессионалов с необходимой квалификацией.
Третий и, пожалуй, самый важный аспект – это семья. Мы все родом из детства, в котором, конечно же, живут в своем уютном мирке счастливые родители и счастливые дети. Ведь именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.
Роль семьи, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.
Но, к сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут потерять смысл жизни.
Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечают проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.
Поэтому человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать «толчок» семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка.
Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать своего ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами, чтобы обрести душевное равновесие.
…Таким образом, проблема социализации сложна, но главное, что в ходе её решения затрагиваются интересы большого количества людей, представителей различных социальных групп и главное - подрастающего поколения - будущего нации. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида в зависимости от его интересов, потребностей и возможностей. На пути становления социализации - одной из главных задач является позитивное отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.