Лидия Канищева
Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые (сенсорная речь) и произносимые (активная речь) ребенком, приобретают все более обобщенный характер. На протяжении первых 3 лет способность к обобщению развивается. Первые обобщения ребенок часто делает по внешним несущественным признакам. Затем начинает объединять по наиболее характерным признакам. Затем детям становятся доступны более сложные обобщения. На 3-м году жизни ребенок обобщает не только предметы и действия, но и названия качеств.
Публикация «Консультация для родителей „Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Развитие высшей нервной деятельности при благоприятных условиях воспитания происходит на протяжении первых 3 лет очень быстро. Однако высшая нервная деятельность детей раннего возраста имеет свои особенности, которые и должны быть учтены при воспитании. Основные особенности, характеризующие высшую нервную деятельность детей первых 3 лет жизни :
Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно.
В течение первых 3 лет, особенно первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстрее утомляются.
Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью.
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов : процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Вследствие этого положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные.
Хотя с возрастом реакции детей становятся все более локальными, уменьшается количество лишних побочных движений, все же в поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций.
Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей.
Сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Новые или недавно сформированные реакции имеют длительный латентный период.
У детей легко возникает внешнее торможение.
Дети раннего возраста очень легко возбудимы.
Маленький ребенок очень эмоционален: чувства занимают большое место в его жизни. Многое в его поведении зависит от того, положительно ли он к чему-то относится или нет, хочется ему или не хочется.
Период раннего детства является периодом началом развития торой сигнальной системы. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.
Эти данные являются физиологической основой воспитания, они прежде всего доказывают, что поведение ребенка формируется в процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды и что правильное воспитание необходимо с первых дней жизни.
Итак, первые 3 года – период быстрого развития всей нервно-психической деятельности, которое происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, главным образом в процессе воспитания, обучения и активной деятельности самого ребенка.