Папки-передвижки

Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»

Жорова Виктория
Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Реферат

Сущность, факторы и основные задачи социализации личности

автор: Жорова Виктория

Минск, 2017

Содержание

Введение.

1. Сущность и факторы социализации

2. Социализация личности,стадии ее развития

3. Основные задачи социализации человека

Заключение

Список литературы

Введение

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация

Публикация «Консультация „Сущность, факторы и основные задачи социализации личности“» размещена в разделах

воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и

индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Содержание дошкольного образования - педагогически адаптированная и научно

обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой

деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного

возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника.

Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое,

социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое.

.Каждое направление конкретизируется отдельными дидактическими единицами

содержания - образовательными областями: физическая культура, ребенок и

общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие

речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство [1].

Повышение внимания к проблемам социализации дошкольников связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе [2].

Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна так как

оно формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение

в обществе [1]. Все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной

личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в дошкольном

возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.

Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как

то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей

жизнью [2].

Проблема приобщения к социальному миру ныне остаётся одной из ведущих в

процессе формирования личности ребёнка. Необходимо оказать ребёнку

квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно

ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность

собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

1. Сущность и факторы социализации

В социальной педагогике может использоваться несколько определений социализации

близких по смыслу, например:

Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной

жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в

личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений,

социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т. д. Состояние

этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.

Социализация, - совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид

усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,

позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С.

Кон).

Социализация – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

социальную среду, система социальных связей; процесс активного воспроизводства

индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц.

среду. (Андреева Г. М.)

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,

которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].

Социализация включает :

социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание);

стихийные процессы, влияющие на формирование.

Социализацию можно представить как объединение четырех составляющих, которые

образуют социализацию в целом :

1) хаотичная социализация;

2) направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение

возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп (определяя

обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.

д.);

3) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное

создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и

духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательное самоизменение человека, (самосовершенствование

или саморазрушение).

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на

определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда возникает

необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к

жизни в социуме. На ранних стадиях существования любого общества, в современных

архаичных обществах воспитание и социализация не расчленены. Воспитание

отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его

основе лежит социальное действие.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. оно многозначно. Его можно

рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, как

систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.

В социализации используются понятия социальной и психической адаптации,

результатом которой является адаптированность личности к различным социальным

ситуациям, микро и макрогруппам.

Многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер

социализации (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов). Социализацию можно рассматривать как

процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального

опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным

группам.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает

социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих

социальных связей.

Однако личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, к

свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только

самой личности, но и общества.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на

преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и

социальной гармонии. Самореализация рассматривается как проявление внутренней

свободы человека и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных

условиях при выполнении разных социальных ролей, социальные отношения,

определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Принято

выделять следующие ее стадии [2] :

до трудовую (период жизни человека до начала трудовой деятельности, которая

включает раннюю социализацию (от рождения ребенка до поступления его в школу);

юношескую социализацию (обучение в школе, техникуме, вузе и т. д. ;

трудовую - период зрелости человека.

Сущность социализации человека и виды его социализации на этих стадиях

определяются агентами социализации - людьми и учреждениями., ответственными за

обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Различают:

1) агентов первичной социализации (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки,

близкие и дальние родственники, сверстники, учителя);

2) агентов вторичной социализации (представители администрации школы, колледжа,

милиции, церкви, государства и т. д).

2. Социализация личности,стадии ее развития

Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и

социально-экономических условиях. Проблемы формирования личности

рассматриваются при условии, что человек как личность жить вне общества

(социума, социальной среды не может. Взаимодействие человека с социальной

средой порождает социально-психологические явления, оказывающие влияние на

формирование личности.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения

определяются нормами, принятыми в обществе.

В настоящее время принято учитывать пять основных этапов (стадий) развития

социализации [2, 3].

1) Стадия адаптации к социальному окружению или первичная социализация (от

рождения до подросткового возраста) -. На этом этапе дети некритически усваивают

социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной

действительности.

2) Стадия индивидуализации - (промежуточная социализация - подростковый

возраст).недостаточно осознанным, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Присуще критическое отношение к общественным нормам, вплоть до

нигилистического, стремление к выделению, к самоопределению, желание выделить

себя, показать неповторимость, своеобразие и соотношение «Я» и окружающей

социальной действительности.

В юношеском возрасте (18-25 лет) окончательно формируются устойчивые свойства

личности и в первую очередь характер и его акцентуации, устойчивая концептуальная

социализация.

3) Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность

интеграции определяется совпадением основных свойств (качеств) личности

общественным ожиданиям (т. е. его требованиям). Интеграция протекает относительно

успешно, иначе возможны следующие исходы [3] :

- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях

сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как

все»;

- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но

внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит

раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению

внутриличностных противоречий.

4) Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная, охватывает период

трудовой деятельности человека (период трудоспособности).

Особенностью стадии является: личность продолжает усваивать социальный опыт,

уже воспроизводит его и развивает за счет активного и целенаправленного

взаимодействия с окружающей социальной средой посредством форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста, преобладает

функция передачи социального опыта подрастающему поколению.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным

окружением, либо им отторгается.

На всех этапах воспитание является одной из составляющих социализации.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека,

последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее

условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и

организаций, в которых оно осуществляется. Оно становится относительно

автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого

конкретного общества, когда возникает необходимость в специальной деятельности по

подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Воспитание отличается тем,

что в его основе лежит социальное действие. Воспитание – одна из основных

категорий педагогики. Социальная педагогика изучает главным образом начало

развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. В эти периоды жизни людей

происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь.

Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую

семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.

Многие исследователи выделяют [2, 3] :

1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под

влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;

2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание,

осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа,

целью которой является формирование у детей системы определенных качеств,

взглядов, убеждений;

4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных

задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей

своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-

психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще

неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои

субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

3. Основные задачи социализации человека

Различают три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или

этапе социализации [2] :

естественно-культурные,

социально-культурные,

социально-психологические

Естественно-культурные задачи социализации связаны с достижением человеком

определенного уровня физического и сексуального развития, а также с формированием

эталонов мужественности и женственности, соответствующих конкретной культуре,

этносу, региону.

Социально-культурные задачи связаны с приобщением личности к определенному

уровню культуры и совокупности знаний, умений и навыков. Эти задачи

предъявляются человеку в вербализованной форме институтами общества и

государства, а также воспринимаются им из социальной практики, нравов, обычаев,

психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-культурные задачи это задачи познавательные, морально-нравственные,

ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом,

особенностями и ближайшим окружением человека.

От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к

определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний,

умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.

В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним

появляются новые задачи : его участие в семье, в производственно-экономической

деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя.

С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку институтами общества и

государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,

обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Эти два слоя не

совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу.

Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться

частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности

(как определенной меры самопознания, наличия Я-концепции, самоуважения,

самоприятия, с ее самоопределением (как определенной позиции в актуальной

жизнедеятельности, планов на будущее, самоутверждением (как субъективной

удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации) и

самореализацией (как активностью в значимых сферах жизнедеятельности и (или)

взаимоотношений). Решение всех перечисленных задач социализации - объективная

необходимость для личности. Осознав проблему, человек плодотворно ее решает, а

находя способы достижения цели, выступает субъектом собственного развития и

социализации.

Решение социально-психологических задач обусловливает становление самосознания

личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация

и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое

содержание.

Решение задач социализации обеспечивает [3] :

социальную адаптацию - активное приспособление индивида к условиям

общественной среды;

социальную автономизацию - устойчивость в поведении и отношениях, которая

соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими

силами социализации) : ``быть со всеми'' и ``оставаться самим собой''. Результатом

социализации человека является его общественная активность - реализуемая

готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных

отношений человека.

Детализируя указанные выше общие задачи социализации следует решать

следующую группу ее основных задач социализации при воспитании человека любого

возраста [3] :

пробуждение социальной активности;

воспитание чувства собственного достоинства;

максимальная индивидуализации обучения;

формирование стремления к самоопределению;

формирование способности к выбору жизненной позиции;

формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на

улучшение жизни общества;

формирование навыков правильного поведения;

трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

развитие творческих способностей.

Решение задач социализации обеспечивает социально-психологические процессы

становления ребенка, молодого человека как личности [2, 3].

Во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде

сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его

в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и

способы его реализации;

Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии

(она может неоднократно меняться, определение стиля будущей жизни.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него

сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам.

Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения

тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и

объективными возможностями их реализации (достижения цели, он определенным

образом можетреагироватьт на это (поменять цели, искать подходящие ему пути их

достижения) т. е. самоизменяться.

Если какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы

остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает

социализацию неполной.

Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная

адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере

противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают

развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, подтверждается, что в процессе социализации заложен внутренний, до

конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и

степенью обособления его в обществе.

Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в

обществе и отделением, обособлением от него.

Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой

социализации.

Следует остановиться и на возникновении возможных типичных опасностей,

возникающих в процессе социализации столкновение человека с которыми наиболее

вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и

(или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное

эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки;

неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0–6 лет) : болезни и физические травмы; эмоциональная

тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка и его

заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений;

отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет) : аморальность и (или) пьянство родителей,

отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо

развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или)

сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение

к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей;

изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11–14 лет) : пьянство, алкоголизм, аморальность родителей;

нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки

педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление;

одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников;

вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в

психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15–17 лет) : антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство,

наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и

тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый

бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта

или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны

сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные

идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.

В юношеском возрасте (18–23 года) : пьянство, наркомания, проституция; нищета,

безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в

противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между

уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность

продолжить образование.

Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только от обстоятельств, но и от

индивидуальных особенностей конкретного человека.

Говоря о задачах социализации социального педагога, воспитателя детей в детском

саду можно утверждать:

Результатом решения задач социализации человека является его общественная

активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в

сферах общественных отношений человека.

Критерии решения задач социализации человека - это социальная адаптированность,

социальная автономность, социальная активность. Социализация ребенка - это

стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые

им, - это база для социального становления человека

Заключение

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,

которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы

знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве

полноправного члена общества

Социализация успешна, если имеется, с одной стороны, эффективная

адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере

противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию,

самореализации, самоутверждению человека.

Результатом решения задач социализации человека является его общественная

активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в

сферах общественных отношений человека.

"У нас задачи с вами очень сложные.

Пусть на дворе и 21-й век,

Но в век больших технических возможностей

На первом месте все же человек.

В любых делах, проблемах, начинаниях

Роль первая ему отведена.

А, между тем, и помощь, и внимание,

И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная,

Чтоб вовремя помочь и подсказать,

Кого-то поддержать материально,

Кому-то слово доброе сказать" [3].

Критерии решения задач социализации человека - это социальная адаптированность,

социальная автономность, социальная активность. Социализация ребенка - это

стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые

им, - это база для социального становления человека.

Список используемой литературы

1. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление

Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 N 146.

2. Альжев Д. В. Социальная педагогика.

3. Кавецкий И. Т., Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Игнатович В. Г., Лобан Н. А. ,

Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики - Минск. : Изд-во МИУ, 2010.

Публикации по теме:

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.

Доклад по теме основные цели и задачи в старшей группе по программе «От рождения до школы» Основные цели и задачи образовательной деятельности. 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Будим формировать в детях.

Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития»Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития» Консультация для родителей. «Факторы успешного речевого развития» 1. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком. 2. Совместные игры взрослого.

Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка» В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму,.

Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Сюжетно-ролевая игра-механизм социализации личности дошкольника «Сюжетно – ролевая игра как механизм социализации дошкольника» Сюжетно – ролевая игра-ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню.

Тема: «Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности». Социо - игровая технология как стиль работы с детьми по формированию личности и развития коммуникативных способностей. «Мы не учим, а налаживаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 01:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»» (включая файлы) размещена пользователем Жорова Виктория (УИ 1319318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД