Жорова Виктория
Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат
Сущность, факторы и основные задачи социализации личности
автор: Жорова Виктория
Минск, 2017
Содержание
Введение.
1. Сущность и факторы социализации
2. Социализация личности,стадии ее развития
3. Основные задачи социализации человека
Заключение
Список литературы
Введение
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация
Публикация «Консультация „Сущность, факторы и основные задачи социализации личности“» размещена в разделах
воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и
индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Содержание дошкольного образования - педагогически адаптированная и научно
обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой
деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного
возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника.
Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое,
социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое.
.Каждое направление конкретизируется отдельными дидактическими единицами
содержания - образовательными областями: физическая культура, ребенок и
общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие
речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство [1].
Повышение внимания к проблемам социализации дошкольников связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе [2].
Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна так как
оно формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение
в обществе [1]. Все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной
личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в дошкольном
возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.
Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как
то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей
жизнью [2].
Проблема приобщения к социальному миру ныне остаётся одной из ведущих в
процессе формирования личности ребёнка. Необходимо оказать ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность
собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
1. Сущность и факторы социализации
В социальной педагогике может использоваться несколько определений социализации
близких по смыслу, например:
Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной
жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в
личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений,
социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т. д. Состояние
этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.
Социализация, - совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид
усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С.
Кон).
Социализация – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, система социальных связей; процесс активного воспроизводства
индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц.
среду. (Андреева Г. М.)
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,
которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].
Социализация включает :
социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание);
стихийные процессы, влияющие на формирование.
Социализацию можно представить как объединение четырех составляющих, которые
образуют социализацию в целом :
1) хаотичная социализация;
2) направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение
возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп (определяя
обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.
д.);
3) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное
создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и
духовных условий для развития человека;
4) более или менее сознательное самоизменение человека, (самосовершенствование
или саморазрушение).
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на
определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда возникает
необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к
жизни в социуме. На ранних стадиях существования любого общества, в современных
архаичных обществах воспитание и социализация не расчленены. Воспитание
отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его
основе лежит социальное действие.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. оно многозначно. Его можно
рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, как
систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.
В социализации используются понятия социальной и психической адаптации,
результатом которой является адаптированность личности к различным социальным
ситуациям, микро и макрогруппам.
Многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер
социализации (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов). Социализацию можно рассматривать как
процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального
опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным
группам.
Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает
социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих
социальных связей.
Однако личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, к
свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только
самой личности, но и общества.
С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на
преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и
социальной гармонии. Самореализация рассматривается как проявление внутренней
свободы человека и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных
условиях при выполнении разных социальных ролей, социальные отношения,
определенным образом влияя на свое окружение.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Принято
выделять следующие ее стадии [2] :
до трудовую (период жизни человека до начала трудовой деятельности, которая
включает раннюю социализацию (от рождения ребенка до поступления его в школу);
юношескую социализацию (обучение в школе, техникуме, вузе и т. д. ;
трудовую - период зрелости человека.
Сущность социализации человека и виды его социализации на этих стадиях
определяются агентами социализации - людьми и учреждениями., ответственными за
обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Различают:
1) агентов первичной социализации (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки,
близкие и дальние родственники, сверстники, учителя);
2) агентов вторичной социализации (представители администрации школы, колледжа,
милиции, церкви, государства и т. д).
2. Социализация личности,стадии ее развития
Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и
социально-экономических условиях. Проблемы формирования личности
рассматриваются при условии, что человек как личность жить вне общества
(социума, социальной среды не может. Взаимодействие человека с социальной
средой порождает социально-психологические явления, оказывающие влияние на
формирование личности.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения
определяются нормами, принятыми в обществе.
В настоящее время принято учитывать пять основных этапов (стадий) развития
социализации [2, 3].
1) Стадия адаптации к социальному окружению или первичная социализация (от
рождения до подросткового возраста) -. На этом этапе дети некритически усваивают
социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной
действительности.
2) Стадия индивидуализации - (промежуточная социализация - подростковый
возраст).недостаточно осознанным, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Присуще критическое отношение к общественным нормам, вплоть до
нигилистического, стремление к выделению, к самоопределению, желание выделить
себя, показать неповторимость, своеобразие и соотношение «Я» и окружающей
социальной действительности.
В юношеском возрасте (18-25 лет) окончательно формируются устойчивые свойства
личности и в первую очередь характер и его акцентуации, устойчивая концептуальная
социализация.
3) Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность
интеграции определяется совпадением основных свойств (качеств) личности
общественным ожиданиям (т. е. его требованиям). Интеграция протекает относительно
успешно, иначе возможны следующие исходы [3] :
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях
сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как
все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но
внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит
раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению
внутриличностных противоречий.
4) Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная, охватывает период
трудовой деятельности человека (период трудоспособности).
Особенностью стадии является: личность продолжает усваивать социальный опыт,
уже воспроизводит его и развивает за счет активного и целенаправленного
взаимодействия с окружающей социальной средой посредством форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста, преобладает
функция передачи социального опыта подрастающему поколению.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным
окружением, либо им отторгается.
На всех этапах воспитание является одной из составляющих социализации.
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека,
последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее
условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и
организаций, в которых оно осуществляется. Оно становится относительно
автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого
конкретного общества, когда возникает необходимость в специальной деятельности по
подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Воспитание отличается тем,
что в его основе лежит социальное действие. Воспитание – одна из основных
категорий педагогики. Социальная педагогика изучает главным образом начало
развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. В эти периоды жизни людей
происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь.
Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую
семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.
Многие исследователи выделяют [2, 3] :
1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под
влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;
2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание,
осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа,
целью которой является формирование у детей системы определенных качеств,
взглядов, убеждений;
4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных
задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).
Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей
своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-
психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще
неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои
субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
3. Основные задачи социализации человека
Различают три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или
этапе социализации [2] :
естественно-культурные,
социально-культурные,
социально-психологические
Естественно-культурные задачи социализации связаны с достижением человеком
определенного уровня физического и сексуального развития, а также с формированием
эталонов мужественности и женственности, соответствующих конкретной культуре,
этносу, региону.
Социально-культурные задачи связаны с приобщением личности к определенному
уровню культуры и совокупности знаний, умений и навыков. Эти задачи
предъявляются человеку в вербализованной форме институтами общества и
государства, а также воспринимаются им из социальной практики, нравов, обычаев,
психологических стереотипов непосредственного окружения.
Социально-культурные задачи это задачи познавательные, морально-нравственные,
ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом,
особенностями и ближайшим окружением человека.
От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к
определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний,
умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.
В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним
появляются новые задачи : его участие в семье, в производственно-экономической
деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя.
С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку институтами общества и
государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,
обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Эти два слоя не
совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу.
Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться
частично, а нередко в той или иной мере искаженно.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности
(как определенной меры самопознания, наличия Я-концепции, самоуважения,
самоприятия, с ее самоопределением (как определенной позиции в актуальной
жизнедеятельности, планов на будущее, самоутверждением (как субъективной
удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации) и
самореализацией (как активностью в значимых сферах жизнедеятельности и (или)
взаимоотношений). Решение всех перечисленных задач социализации - объективная
необходимость для личности. Осознав проблему, человек плодотворно ее решает, а
находя способы достижения цели, выступает субъектом собственного развития и
социализации.
Решение социально-психологических задач обусловливает становление самосознания
личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация
и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое
содержание.
Решение задач социализации обеспечивает [3] :
социальную адаптацию - активное приспособление индивида к условиям
общественной среды;
социальную автономизацию - устойчивость в поведении и отношениях, которая
соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими
силами социализации) : ``быть со всеми'' и ``оставаться самим собой''. Результатом
социализации человека является его общественная активность - реализуемая
готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных
отношений человека.
Детализируя указанные выше общие задачи социализации следует решать
следующую группу ее основных задач социализации при воспитании человека любого
возраста [3] :
пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
максимальная индивидуализации обучения;
формирование стремления к самоопределению;
формирование способности к выбору жизненной позиции;
формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на
улучшение жизни общества;
формирование навыков правильного поведения;
трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
развитие творческих способностей.
Решение задач социализации обеспечивает социально-психологические процессы
становления ребенка, молодого человека как личности [2, 3].
Во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде
сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его
в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и
способы его реализации;
Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии
(она может неоднократно меняться, определение стиля будущей жизни.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него
сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам.
Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения
тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и
объективными возможностями их реализации (достижения цели, он определенным
образом можетреагироватьт на это (поменять цели, искать подходящие ему пути их
достижения) т. е. самоизменяться.
Если какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы
остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает
социализацию неполной.
Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная
адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере
противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают
развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Таким образом, подтверждается, что в процессе социализации заложен внутренний, до
конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и
степенью обособления его в обществе.
Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в
обществе и отделением, обособлением от него.
Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой
социализации.
Следует остановиться и на возникновении возможных типичных опасностей,
возникающих в процессе социализации столкновение человека с которыми наиболее
вероятно.
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и
(или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное
эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки;
неблагоприятная экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0–6 лет) : болезни и физические травмы; эмоциональная
тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка и его
заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений;
отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.
В младшем школьном возрасте (6-10 лет) : аморальность и (или) пьянство родителей,
отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо
развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или)
сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение
к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей;
изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11–14 лет) : пьянство, алкоголизм, аморальность родителей;
нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки
педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление;
одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников;
вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в
психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
В ранней юности (15–17 лет) : антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство,
наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и
тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый
бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта
или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны
сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные
идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.
В юношеском возрасте (18–23 года) : пьянство, наркомания, проституция; нищета,
безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в
противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между
уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность
продолжить образование.
Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только от обстоятельств, но и от
индивидуальных особенностей конкретного человека.
Говоря о задачах социализации социального педагога, воспитателя детей в детском
саду можно утверждать:
Результатом решения задач социализации человека является его общественная
активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в
сферах общественных отношений человека.
Критерии решения задач социализации человека - это социальная адаптированность,
социальная автономность, социальная активность. Социализация ребенка - это
стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые
им, - это база для социального становления человека
Заключение
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация»,
которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является стабильным и однозначным [2].
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы
знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве
полноправного члена общества
Социализация успешна, если имеется, с одной стороны, эффективная
адаптация человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере
противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию,
самореализации, самоутверждению человека.
Результатом решения задач социализации человека является его общественная
активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в
сферах общественных отношений человека.
"У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать" [3].
Критерии решения задач социализации человека - это социальная адаптированность,
социальная автономность, социальная активность. Социализация ребенка - это
стратегическая цель деятельности любого педагога, так как знания, приобретаемые
им, - это база для социального становления человека.
Список используемой литературы
1. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление
Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 N 146.
2. Альжев Д. В. Социальная педагогика.
3. Кавецкий И. Т., Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Игнатович В. Г., Лобан Н. А. ,
Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики - Минск. : Изд-во МИУ, 2010.