Анна Борисова
Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.
Понятие психологического консультирования всесторонне изучено в отечественной психологии. Теоретические особенности данного понятия нами были условно объединены в 2 группы: психологическое консультирование как вид психологической помощи и как отрасль научных знаний.
Публикация «Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
• Психологическое консультирование как вид (форма) психологической помощи.
Данная группа представлена работами Б. Д. Карвасарского, А. В. Петровского, П. П. Горностай, Л. Б. Шнейдер, В. В. Колпачникова, А. Е. Алешиной, Е. Н. Голуновой, М. А. Гулиной, И. В. Вачкова, И. Б. Гриншпуна, Н. С. Пряжникова и В. Д. Менделевича.
• Психологическое консультирование как отрасль научных знаний.
В данную группу вошли научные подходы Г. Б. Мониной, А. Н. Елизарова, Р. С. Немова, О. В. Галустовой, Ю. В. Меновщикова, Ф. Е. Василюка. [23]
Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого работает психолог.
Ю. Е. Алешина (1994) основную цель психологического консультирования определяет, как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими [4].
В консультировании по поводу психологической готовности детей к школьному обучению необходимо различать три типа работы психолога-консультанта, сходные по процедурам, но различающиеся по своим целям и задачам.
Первый тип работы. Прежде всего, с проблемой психологической готовности детей к обучению в школе психолог сталкивается при отборе (вернее, при записи) детей в первые классы. Эта запись традиционно проходит в школах в апреле - мае каждого года. При этом каждый педагог использует набор педагогических задач, по уровню решения которых он судит о так называемой педагогической подготовленности ребенка к обучению в школе. Обычно в этот набор входят задачи на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв в тексте или чтение, упражнения на копирование букв или узора, пересказ или чтение стихотворения.
При записи в школу психолог-консультант (или школьный психолог) может вести как массовые (т. е. всех детей) обследования психологической готовности, используя набор психодиагностических экспресс-методик, так и индивидуальные, нацеленные на трудные случаи, когда педагоги затрудняются в принятии решения о записи ребенка в первый класс соответствующей школы или гимназии. В последнем случае используется более специализированный набор психологических методик.
При массовых обследованиях психолог, применяя методики диагностики внимательности, произвольности, мыслительных и речевых способностей, произвольной и непроизвольной памяти, обучаемости, познавательной мотивации, ручного праксиса, составляет психологический экспресс-портрет ребенка, который в дальнейшем используется учителем в ходе индивидуализации обучения. В то же время психологический портрет используется психологом-консультантом для рекомендаций родителям ребенка по активизации его подготовки к школе в течение оставшихся нескольких месяцев. [28]
В трудных случаях, когда вопрос уже стоит о том, брать или не брать ребенка в школу, психолог кроме специализированных методик диагностики готовности к школьному обучению использует и диагностические методики определения задержек психического развития.
Второй тип работы. Если в случае первого типа работы психолог имеет дело с ситуацией, когда решение о поступлении ребенка в школу или в гимназию уже принято родителями, то здесь характерно как раз желание родителей получить консультацию психолога о готовности ребенка к обучению в школе еще до принятия такого решения. Это ситуации типа: отдавать ли «хорошо развитого» ребенка шести лет в первый класс школы сейчас или в семь лет; отдавать ли физически ослабленного ребенка шести с половиной лет в школу или подождать еще год, но тогда ему будет уже почти восемь лет; наконец, это проблема выбора типа учебного заведения, наиболее адекватного для данного конкретного ребенка.
Далеко не все дети, даже поступающие в школу в семилетнем возрасте, владеют необходимым комплексом предпосылок для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность. Выявление этого обстоятельства даже за несколько месяцев до поступления в школу позволяет прицельно организовать подготовительные занятия с детьми.
Наконец, третий тип работы психолога-консультанта развертывается в первые месяцы учебного года в первом классе, когда начинают проявляться параметры готовности - неготовности ребенка к обучению. Мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению в отдельных случаях может быстро привести к различным типам школьной дезадаптации, что поведенчески проявляется в широком круге симптомов - от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках до конфликтов с учителем.
Запросы учителей и родителей в это время обычно и формулируются в терминах поведенческих нарушений и неуспеваемости ребенка, но с точки зрения психологического анализа за ними часто стоит именно неготовность ребенка к обучению, которая методически определяется в основном тем же арсеналом средств, что и в предыдущих случаях [5].
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается отечественными учеными с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. Авторы определяют главный показатель готовности к обучению в школе по-разному («внутренняя позиция школьника», учебная мотивация, произвольность и др., но все они признают тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. [30]
Таким образом, в консультативной работе по проблеме готовности детей к школе необходимо различать три типа работы психолога консультанта :
• консультирование, связанное с записью детей в первый класс,
• консультирование по поводу готовности ребенка к школе еще до принятия окончательного решения о его поступлении,
• консультирование в первые месяцы учебы ребенка, когда начинают проявляться параметры готовности к школе.