Ирина Мясникова
Консультация для воспитателей ДОО «Основные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для семинара на тему:
Основные формы работы с родителями.
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» -
эти слова Сухомлинского стали девизом моей работы с родителями.
С целью изучения семьи, на первом этапе своей работы с родителями, я провела анкетирование на тему «Взаимоотношение в семье». Проанализировав данные анкеты, я выработала тактику своего общения с каждым родителем по трем уже существующим основным принципам :
–– общение на основе диалога;
Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Основные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
–– открытость, искренность в общении;
–– отказ от критики и оценки партнера по общению.
Доверительные отношения складывались не сразу. Нужно было разработать такие задачи и формы работы с родителями, где те будут не только зрителями, наблюдателями, но станут и активными участниками садовой жизни детей, помощниками воспитателя. Ведь, на мой взгляд, только в такой позиции можно создать неразрывное триединство «ребенок-родитель-воспитатель». Прочитав и усвоив соответствующую литературу, я выделила для себя 5 основных задач :
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические силы.
А также, выделила три основных вида форм взаимодействия воспитателя и родителей, по которым, собственно говоря, стала работать.
Индивидуальные формы :
Посещение семьи на дому.
Так как, на моей группе все семьи благополучные, посещаю дома один - два раза в год с целью поближе познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.
Индивидуальные консультации.
Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда воспитатели или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.
Индивидуальные беседы.
Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Беседы проводятся воспитателями ежедневно.
Участие родителей в управлении дошкольным учреждением.
Предполагает участие родителей в советах : дошкольного учреждения, по питанию.
Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-об-разовательного процесса.
Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей.
Работа консультационных пунктов.
Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.
Следующая группа форм, это коллективные формы работы.
Коллективные формы :
Родительские собрания
Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление, которое фиксируется в протоколе.
Конференции, семинар.
Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».
Диспуты, дискуссии.
Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав» : за и против».
Круглые столы, вечера вопросов и ответов.
Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы»
Групповые консультации.
Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Когда родитель только один».
Я не буду расшифровывать каждую из них, так как понятно, что все эти мероприятия представляют собой активное общение родителей с сотрудниками детского сада.
Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха, культурных мест города в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотно-шений, эмоциональной разгрузки.
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.
Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом по-мещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.
Совместная деятельность родителей и воспитателей
Включает в себя различного рода совместную деятельность воспитателя и родителей в группе, на участке. Это может быть изготовление своими руками различного вида инвентаря, поделок для свободной деятельности детей.
Дни открытых дверей.
Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения : занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями.
Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения.
Организуются активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, от-дохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год, праздники семьи, мам, пап; музыкальные, спортивные праздники, интеллектуальные вечера, открытые занятия.
Концерты.
Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.
И последняя группа форм, это
Наглядно - информационные формы :
Родительские уголки.
Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей. о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.
Выставки
Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Моя семья», выставка «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы). Выставки сезонные «овощи и фрукты – витаминные продукты», делаем кормушки из подручного материала»(осень, елочные украшения (зима, «плыви, плыви кораблик»(весна)
Видеосъемка.
Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».
Это основные формы работы с родителями, используемые мною, но мне хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал ученый Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
И подводя итоги моего выступления, хочется сказать:
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с ними.