Валерия Меркулова
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование связной речи старших дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Меркулова Валерия Алексеевна
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуют специально разработанные приемы. Благодаря их использованию ребенок становится в такие ситуации, которые побуждают его высказываться в форме сложных предложений.
Рассмотрим более подробно эти приемы.
Пересказ литературных произведений учит детей связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавать диалог действующих лиц и давать характеристику персонажам. При пересказывании дети используют прямую и косвенную речь.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Рассказ по картинам прививает умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный текст, предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Рассказывание об игрушках (или по набору игрушек) учит детей составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагать текст, а так же умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста. Выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику.
Рассказывание из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов. Обычно рассказы из опыта живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Творческое рассказывание. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Таким образом, при организации и проведения всей системы работы по обучению монологической речи (пересказ; составление разных видов рассказа; творческое рассказывание; рассказывание из опыта) имеются большие потенциальные возможности по совершенствованию синтаксической стороны речи старших дошкольников в целом и формированию сложных синтаксических конструкций в их речи, в частности. Этому способствует:
1) осмысление значений союзов сочинения и подчинения;
2) активизация в речи дошкольников употребления сочинительных и подчинительных союзов, ввод специальных языковых средств, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь);
3) активизация использования сложных синтаксических конструкций в речи, как воспитателя, так и детей, акцентирование внимания на использовании сложных синтаксических конструкций и потенциальной возможности их использования;
4) перестройка текста с прямой речью (замена прямой речи на косвенную).