Журавлева Анна
Формирование культуры речи старших дошкольников средствами поэзии
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней. Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
В настоящее время одним из актуальных аспектов обучения и воспитания детей с особенностями развития является формирование культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, её правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека.
Публикация «Формирование культуры речи старших дошкольников средствами поэзии» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Она необходима в любых ситуациях общения.
Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.
• это интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит;
• хорошее знание языка, его выразительных возможностей, свойств и особенностей языковых стилей;
• систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
• сознательное намерение автора речи говорить выразительно;
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Сегодня наши дети меньше получают духовную пищу! Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами - паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, такими модными ныне словечками как «блин!», в «натуре». Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников. Что разбудит неокрепшую душу, повернет ее к добру, к свету, приобщит к музыке родной речи? На наш взгляд – это поэтическое слово.
Поэзия вызывает у детей палитру чувств: от грусти и тоски, до бурного мгновения. Детей радует «светло-пушистая снежинка белая» Н. Бальмонта. Вместе с Буниным дети разговаривают со шмелем, они как будто слышат ответ шмеля – четыре «у» «заУнываю, гУдящей, певУчей стрУной. С удовольствием слушают стихи про дождик разных поэтов. Слышат стук капель, ритм дождя, улыбаются над сравнением дождя с длинноножкой (Г. Лагздань, художником (Р. Сеф); копытца дождя – Олененка (Т. Белозерова).
Отсюда: чтобы речь проблемного ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Не надо думать, что ребенок ещё мал и поэтому не может понять и заучить стихотворение. Это неверно. Ребенок легко запоминает стихи, особенно, если они ему нравятся, и если педагог с увлечением декламирует их.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Как ребенок воспринимает литературное произведение? Сложно… Он опирается на собственный жизненный и эмоциональный опыт слушателя.
Поэтому стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи : дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Каждый ребёнок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. Каждому ребёнку дается возможность для самореализации.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребёнком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Комната или актовый зал временно превращается в театр или музей: стена - экран, место у стены - сцена, стулья расставлены полукругом, дети становятся зрителями или посетителями, педагоги - ведущими или экскурсоводами, родители полноправными участниками процесса.
Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихам. Формируется, расширяется, уточняется лексический (словарный) запас, поэтический словарь. Развивается связная речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики. У детей появляется желание к написанию собственных стихов.