татьяна косолапова
Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников». Занятия в режиме диалога
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей, актуализация проблемы проведения занятий в режиме диалога, апробация полученных знаний в практической деятельности.
План проведения педсовета :
1. Теоретическая часть:
1. Экспресс тестирование педагогов с целью определения стиля педагогического общения.
2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Анализ и итоги тематического контроля.
Публикация «Педсовет „Формирование связной речи у дошкольников“, Занятия в режиме диалога» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. О качестве образования в Свердловской области: проблемы и перспективы.
4. Психологические основы федерального государственного стандарта дошкольного образования.
5. Консультация для педагогов «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
2. Практическая часть:
1. Деловая игра для педагогов.
2. Разработка решений педсовета.
Ход педсовета
I. Теоретическая часть.
• Упражнение для педагогов "Подарок"
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.).
1.- Уважаемые коллеги, начнем мы с небольшого экспресс – тестирования, цель которого определить, какой стиль педагогического общения в преимуществе у нашего педагогического коллектива.
Экспресс - тестирование педагогов с целью определения стиля педагогического общения. (СМ. приложения 1.1, 1.2, 1.3)
Пояснение:
Педагогам раздаются текст теста (приложение 1.1.) и бланки (приложение 1.2., в которых отмечаются ответы на вопросы.
Педагог-психолог зачитывает вопросы и варианты ответов (это дает возможность, пройти тест в одном темпе, и не затянуто во времени).
Педагоги подсчитываю общее количество баллов в своем бланке.
Педагог-психолог зачитывает ключ к тесту (приложение 1.3.).
Все бланки с ответами сдаются для дальнейшего анализа. (1.4.)
2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи :
• Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
• Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
• При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
• Недостаточная подготовка к занятию.
• При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :
-речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не всегда понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
3. О качестве образования в Свердловской области в 2013 году: проблемы и перспективы. (На основе презентации О. В. Грединой)
4. Психологические основы федерального государственного стандарта дошкольного образования. (На основе презентация Е. Е. Кравцова (Институт психологии им. Л. С. Выготского РГГУ)
II.Практическая часть. Деловая игра для педагогов.
Разделение педагогов на две команды.
Описание игры: Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных (см. приложение 2) каждому участнику. Названия парные (мать - детеныш). Ведущий даё т различные команды для выполнения:
- встаньте парами мать - дитя;
- разделитесь на птиц и животных;
- разделитесь на тех, у кого есть рога, и у кого их нет;
- разделитесь на тех, чьё название животного начинается с согласной и с гласной;
- на тех, в названии которых есть только 3 гласных звука и остальных;
- на группу детенышей и группу взрослых (таким образом, педагоги разделились на две одинаковые по количеству подгрупп).
Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»
Вопросы 1 команде:
1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
5. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
1. Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна
Задание 4. «Прилагательные ассоциации»
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды.
Список - Критика -
Звезда - Книга -
Кругозор - Закон -
Лекция - Счастье
Дом - Пища -
Воззвание - Дефицит -
Действие Шрифт -
Задание для 2 команды.
Интерес - Убеждение -
Библиотека Музей
Страна - Пример -
Собака Приказ
Жизнь - Воспитание -
Физика - Принцип
Город - Группа
Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
Для 1 команды - подбор антонимов.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.
Для 2 команды - подбор синонимов
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.
Задание 6. «Разработать рекомендации по формированию речи ребенка»
Для 1 команды. "Памятка для педагогов" (Приложение 3)
Для 2 команды. "Памятка для родителей" (Приложение 4)
Подведение итогов и награждение победителей
Рефлексия.
Решение педсовета
1. Использовать создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, развитию связной речи.
Ответственные: педагоги
Срок: постоянно
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарно-поисковой деятельности.
Ответственные: педагоги
Срок: по мере необходимости
3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :
- пополнить группы дидактическими играми и материалами по речевому
развитию детей;
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи"
Ответственные: педагоги
Срок: по мере необходимости
• Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
Ответственные: педагоги
Срок: в течение года
• Для повышения профессиональной компетенции педагогических работников подготовить и провести серию консультаций-практикумов по теме: «Искусство говорить красиво», «Практикум общения».
Ответственный: заместитель заведующего, педагог-психолог.
Срок: декабрь
Литература.
1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/ Д: Феникс, 2008 г.
3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.
4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.
Материал:
1. Мультимедийное устройство
2. Раздаточный материал для работы в группах, буклеты
3. Бумага, фломастеры
4. Две вазочки
5. Конфеты
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.1
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д. ;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.)
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.2
Бланк для занесения ответов на вопросы
ФИО___
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А
Б
В
Бланк для занесения ответов на вопросы
ФИО___
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А
Б
В
Бланк для занесения ответов на вопросы
ФИО___
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А
Б
В
Бланк для занесения ответов на вопросы
ФИО___
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А
Б
В
Бланк для занесения ответов на вопросы
ФИО___
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А
Б
В
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.3
Ключ
Варианты
Ответов Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2. 1
В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.
25—30 баллов — предпочтение демократического стиля;
20—24 балла — склонность к авторитарному стилю;
10—19 баллов — выраженность либерального стиля общения.
Авторитарный стиль.
Ребёнок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Воспитатель единолично принимает решения, устанавливает жёсткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учёта ситуации и мнений воспитанников, не обосновывает свои действия перед детьми. Проявляет холодность, безразличие к детям, неспособность к сочувствию. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют её при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкие самооценки, агрессивность. Главными методами воздействия такого воспитателя являются приказ, поучение. Ригидность, стереотипность методов. Для воспитателя характерна низкая удовлетворённость профессией.
Демократический стиль.
Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. Воспитатель привлекает детей к принятию решений, учитывая их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личные качества детей. проявляет доброжелательность, терпимость. Методы воздействия – побуждение к действию, совет, просьба. Преобладают приёмы, организующие самодеятельность детей. У таких воспитателей воспитанники имеют высокую самооценку.
Для таких воспитателей характерна профессиональная устойчивость, удовлетворённость профессией.
Либеральный стиль.
Воспитатель уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В группе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.4.
1. Средние данные, полученные по группе педагогов
2. количество___ человек
3. 1) восприятие отношения ребенка к педагогу 4.
5. 2) выбор профессионального воздействия 6.
7. 3) реакция на удачное, успешное действие ребенка 8.
9. 4) реакция на ошибку 10.
11. 5) включенность в деятельность детей 12.
13. 6) отношение к чувствам детей 14.
15. 7) отношение к сотрудничеству с детьми 16.
17. 8) восприятие активности детей 18.
19. 9) учет потребностей детей 20.
21. 10) отношение к детям в целом 22.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
С целью оценивания деловой игры дайте, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:
1. Оцените по 5-ти бальной системе сегодняшнее мероприятие: ___
2. По 5-ти бальной системе дайте оценку необходимости проведения подобных мероприятий___
3. Что Вы смогли для себя прояснить, уточнить, узнать в ходе деловой игры, а что осталось непонятным, требующим пояснения?
4. ___
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.1
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.
НОМЕР ВОПРОСА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Оцените по 5-ти бальной системе сегодняшнее мероприятие.
по 5-ти бальной системе дайте оценку необходимости проведения подобных мероприятий.
Что Вы смогли для себя прояснить, уточнить, узнать в ходе деловой игры, а что осталось непонятным, требующим пояснения. 23. ПО ОТВЕТАМ ПЕДАГОГОВ, МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД,
Приложение 3.
Факторы успешного речевого развития
(Памятка для родителей)
Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
Совместные игры взрослого и ребенка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)
Приложение 4.
Факторы успешного речевого развития
(Памятка для педагогов)
Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей в течение дня.
Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи : учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т. д.
Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.