Папки-передвижки

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах

Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного, каковы условия их развития.

Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

3. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.

4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.

В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные

формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая

должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)

показали, что у детей детского возраста стихийно

складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя -

целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности :

• принятие задачи;

• выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;

• контроль, самоконтроль и самопроверка;

• личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей.

Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности.

Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.

Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей. К их числу можно отнести:

- методы исследовательского обучения Савенкова

«Модель трех вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

Содержание

(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства

«Матрица оценки выдвинутых гипотез»

Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно

методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» - этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.

- Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада, семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка - происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности.

Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.

Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?», «Почему сосульки плачут?», «Почему собака кусается?», «Одиночка и коллектив», организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей.

Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!», «Всем нужна вода!», «Город мастеров», «Сохраним березку», «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи», «Герб моей семьи», «Мое родословное древо», «Мама, папа, я – Анжерская семья», «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

Публикации по теме:

Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС Презентация опыта работы воспитателя Устиновой Марины Владимировны 1 слайд Уважаемые коллеги, разрешите Вам представить свой опыт работы.

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

«Проектирования парциальной образовательной программы в условиях внедрения ФГОС» .

Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья.

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный.

Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.

Изменение образовательного пространства детского сада в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Перед педагогическим сообществом РФ поставлена важнейшая задача - обеспечить качественно новый уровень образования, в кратчайшие сроки с.

Семинар «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС» Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов Цель:.

Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Опубликовано: 21 декабря 2015 в 18:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем лариса пауль (УИ 168348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД