светлана громыхалина
«Особенности чтения художественной литературы дошкольникам» — консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. Воспитателю приходится считаться также со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.
Публикация «„Особенности чтения художественной литературы дошкольникам“ — консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Младшие дошкольники по мере развития внимания постепенно приобретают способность произвольно сосредоточиваться на содержании сказки, рассказа, стихотворения, с интересом слушать, целенаправленно запоминать. Однако они легко отвлекаются от такого рода занятий. К 5—6 годам дошкольники приобретают умение самостоятельно сосредоточивать внимание на предлагаемом объекте изучения, и слушание получает характер выполнения речевой задачи: прослушать и ответить на вопросы, прослушать и извлечь из прочитанного определенную информацию, рассказать содержание товарищам, вспомнить похожий случай и рассказать в группе и др.
Воспитатель должен научиться не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные их вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учесть впечатление от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.
Чтение художественного произведения не следует прерывать. Если же слушание текста требует длительного времени, надо предусмотреть перерыв по окончании чтения части, законченной в смысловом отношении.
При чтении воспитатель следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. В случае ослабления внимания ребят надо незаметно для них перестроиться: задать вопрос, показать предмет, о котором читают, или его изображение.
Воспитатель во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Правда, мимика и жест не принадлежат к средствам словесной выразительности. Но они сопутствуют речи, являются формами проявления различных чувств, дополняют и усиливают впечатление от чтения.
Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслями и чувствами чтеца, который использует мимику как средство внешней выразительности речи, применяемой по его замыслу.
Таким же дополнительным средством выразительности является жест. В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты изображаемой жизни. Однако не следует злоупотреблять жестами, особенно однообразными, иллюстративными, которые ничего не добавляют к содержанию высказывания.
При рассказывании мимика и жест играют еще большую роль, чем при чтении. Здесь в целях конкретизации возможно применение описательных жестов, а в отдельных случаях и указательных.
Обмен впечатлениями — необходимая часть занятия после чтения. Трудно себе представить дошкольника, который бы после активного слушания чтения воспитателя никак не реагировал на прочитанное. Обычно дети хотят тут же обменяться впечатлениями, полученными от чтения. Это желание естественно. Выслушав ребят, воспитатель и сам может высказать свои мысли о прочитанном или описать переживания. Своими суждениями или высказываниями воспитатель обобщает или конкретизирует представления детей о прочитанном событии, явлении.
Заинтересовавшись какими-либо вопросами, дети иногда просят прочитать другие рассказы на ту же тему либо аналогичную ей. Это следует рассматривать уже как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности и интенсивного развития познавательной деятельности. Даже само восприятие художественного произведения приобретает характер целевой направленности — узнать новое, воспроизвести в воображении картины, пережить те или иные эмоциональные состояния.
Порядок проведения выразительного чтения в группе примерно следующий:
1. Подготовка детей к слушанию. Воспитатель делает пояснения, ставит цель слушания рассказа, басни, сказки или стихотворения.
2. Чтение детям произведения. По ходу чтения могут быть использованы иллюстрации, картины, и другие наглядные пособия, конкретизирующие или обобщающие образы художественного произведения.
3. Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного. Сюда можно отнести непосредственные высказывания детей, вопросы к воспитателю, а также ответы на вопросы по прочитанному, передачу содержания, разного рода творческие работы ребят, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца рассказа и др).
4. Обобщение полученных детьми представлений о той или иной конкретной области действительности, которая отражена в художественном произведении. Обобщение возможно в беседе по вопросам воспитателя, в его рассказе, дополняющем или углубляющем тему беседы или прочитанного рассказа, стихотворения.