МААМ-картинки

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования

Альфида Козлова
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта

На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности между дошкольной и начальной школьной ступеней системы общего образования является особенно важной. С введением федеральных государственных образовательных стандартов в систему дошкольного образования и ФГОС для начальной ступени образования сменились целевые ориентиры и требования к результатам освоения программ. В практику входят новые программы и технологии по воспитанию и обучению детей. Инновационное развитие образования предполагает на каждой из возрастных ступеней наличие своего содержания и адекватные ему методы обучения, формы организации учебной деятельности детей, в которой возможно реальное осуществление преемственности задач, содержания и методов педагогической деятельности в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является формирование предпосылок учебной деятельности (далее УД).

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах

Противоречия.

С ростом вариативности форм и методов обучения, внедрения в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается конфликт преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась к подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению специфической формы активной деятельности дошкольника - игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях». В результате отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одного из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода. Поэтому важным и необходимым становится создание условий для проявления и развития детской игры, которая согласно ФГОС ДО является основной формой работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются предпосылки учебной деятельности. Возникает необходимость определения педагогических условий развития предпосылок УД у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель – формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.

Условия возникновения опыта.

Цель учебной деятельности – познание детьми окружающего, т. е. овладение системой знаний навыков и умений, компетенций.

Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

- учёта развития психических процессов дошкольника;

- создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

- обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Формирование предпосылок учебной деятельности является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все виды деятельности дошкольников и интеграцию образовательных областей.

Новизна опыта

Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности, включающая субъекты, цель, задачи, разработана технология её реализации в совместной деятельности, в общении педагогов и детей как основа преемственности в системе «Детский сад - начальная школа».

Трудоёмкость опыта

Решение проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста и современными требованиями к организации образовательного процесса в детском саду. Свободный вход и выход воспитанников из деятельности, которую организует педагог, требует от современного воспитателя качественной подготовки, создание занимательной ситуации, которая будет интересна и увлекательна для старшего дошкольника. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала. Педагог должен не просто сформировать предпосылки УД у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в гармоничном развитии ребёнка, нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, пронести главную идею через сердце и душу, вовлечь в этот процесс своих воспитанников, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. (см. приложение)

Технология опыта

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников происходит на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии», разработанной автором опыта.

«Ступеньки гармонии» - это технология семи «У», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности. Термин «гармония» в музыке – это приятная для слуха слаженность звуков, состоящих из семи основных ступеней. «Ступеньки гармонии» тоже основаны на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности :

1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.

2 ступень – Умение перевоплощаться.

3 ступень – Умение следовать правилам.

4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.

5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.

6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.

7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.

Педагогическая технология используется на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, в течение которой дошкольникам приходится перевоплощаться в разнообразных героев, согласно сюжету; пользоваться атрибутами и предметами-заместителями; вступать в партнёрские отношения; следовать установленным правилам.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. МБДОУ «Детский сад № 15» взаимодействует с МАОУ «СОШ № 3», где учится основная часть воспитанников нашего детского сада.

Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС

ДО к выпускнику, обсуждение критериев, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) (см. Приложение к опыту работы)

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Результативность опыта

Результаты внедрения педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в практику работы превзошли самые смелые ожидания. Для проверки эффективности данной технологии, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» протестировал детей на готовность к школьному обучению в начале учебного года и в конце учебного года.

У всех детей, занимающихся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в конце года наблюдается ярко выраженная всесторонняя готовность к школьному обучению. Личностная готовность проявляется в положительном отношении к школе, учителям и учебной деятельности. У старших дошкольников сформированы коммуникативные качества, которые помогут им общаться с учителями и одноклассниками. Дети владеют планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У воспитанников сформированы предпосылки учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Дошкольники, занимающиеся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» отличаются устойчивостью внимания, логическим мышлением, долговременной памятью, большим словарным запасом, в образовании которых использовались традиционные технологии, это отмечается, как учителями, так и психологом школы.

Основные выводы

Развитие игровой деятельности дошкольников в соответствии с педагогической технологией «Ступеньки гармонии» способствует формированию ключевых компетентностей. Достигаются положительные результаты по формированию предпосылок учебной деятельности. Участие в совместной игровой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей. Формирование предпосылок УД становится эффективнее при организации специальной деятельности, при которой выполняются следующие условия: интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Разработанная нами и апробированная в условиях нашего образовательного учреждения технология позволила существенно повысить уровень готовности к обучению и придать ему устойчивость.

Публикации по теме:

Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности Введение в действие c 1 января 2014 года Федерального госудаpственного стандарта дошкольного обpазования (ФГОС ДО, который приходит на.

Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Консультация «Формирование учебной мотивации у дошкольников» Развитие мотивации дошкольника. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс.

Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.

Мастер-класс «Формирование учебной деятельности в подготовительной группе посредством проектной деятельности» Проблемное поле проекта Сложность и специфика работы по готовности ребенка к школе требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов.

План совместной работы детского сада и школы по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования Методическая работа. Сентябрь 1. Пролонгация договора о сотрудничестве на 2015-2016 год Старший воспитатель 2. Согласование и корректировка.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт)Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Красноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 17:46
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования» (включая файлы) размещена пользователем Альфида Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД