Альфида Козлова
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта
На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности между дошкольной и начальной школьной ступеней системы общего образования является особенно важной. С введением федеральных государственных образовательных стандартов в систему дошкольного образования и ФГОС для начальной ступени образования сменились целевые ориентиры и требования к результатам освоения программ. В практику входят новые программы и технологии по воспитанию и обучению детей. Инновационное развитие образования предполагает на каждой из возрастных ступеней наличие своего содержания и адекватные ему методы обучения, формы организации учебной деятельности детей, в которой возможно реальное осуществление преемственности задач, содержания и методов педагогической деятельности в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является формирование предпосылок учебной деятельности (далее УД).
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Противоречия.
С ростом вариативности форм и методов обучения, внедрения в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается конфликт преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась к подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению специфической формы активной деятельности дошкольника - игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях». В результате отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одного из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода. Поэтому важным и необходимым становится создание условий для проявления и развития детской игры, которая согласно ФГОС ДО является основной формой работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются предпосылки учебной деятельности. Возникает необходимость определения педагогических условий развития предпосылок УД у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Цель – формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.
Условия возникновения опыта.
Цель учебной деятельности – познание детьми окружающего, т. е. овладение системой знаний навыков и умений, компетенций.
Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:
- учёта развития психических процессов дошкольника;
- создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;
- обеспечения ситуации успеха в процессе игры.
Формирование предпосылок учебной деятельности является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все виды деятельности дошкольников и интеграцию образовательных областей.
Новизна опыта
Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности, включающая субъекты, цель, задачи, разработана технология её реализации в совместной деятельности, в общении педагогов и детей как основа преемственности в системе «Детский сад - начальная школа».
Трудоёмкость опыта
Решение проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста и современными требованиями к организации образовательного процесса в детском саду. Свободный вход и выход воспитанников из деятельности, которую организует педагог, требует от современного воспитателя качественной подготовки, создание занимательной ситуации, которая будет интересна и увлекательна для старшего дошкольника. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала. Педагог должен не просто сформировать предпосылки УД у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в гармоничном развитии ребёнка, нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, пронести главную идею через сердце и душу, вовлечь в этот процесс своих воспитанников, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. (см. приложение)
Технология опыта
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников происходит на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии», разработанной автором опыта.
«Ступеньки гармонии» - это технология семи «У», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности. Термин «гармония» в музыке – это приятная для слуха слаженность звуков, состоящих из семи основных ступеней. «Ступеньки гармонии» тоже основаны на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности :
1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.
2 ступень – Умение перевоплощаться.
3 ступень – Умение следовать правилам.
4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.
5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.
6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.
7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.
Педагогическая технология используется на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, в течение которой дошкольникам приходится перевоплощаться в разнообразных героев, согласно сюжету; пользоваться атрибутами и предметами-заместителями; вступать в партнёрские отношения; следовать установленным правилам.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. МБДОУ «Детский сад № 15» взаимодействует с МАОУ «СОШ № 3», где учится основная часть воспитанников нашего детского сада.
Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС
ДО к выпускнику, обсуждение критериев, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) (см. Приложение к опыту работы)
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Результативность опыта
Результаты внедрения педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в практику работы превзошли самые смелые ожидания. Для проверки эффективности данной технологии, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» протестировал детей на готовность к школьному обучению в начале учебного года и в конце учебного года.
У всех детей, занимающихся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в конце года наблюдается ярко выраженная всесторонняя готовность к школьному обучению. Личностная готовность проявляется в положительном отношении к школе, учителям и учебной деятельности. У старших дошкольников сформированы коммуникативные качества, которые помогут им общаться с учителями и одноклассниками. Дети владеют планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У воспитанников сформированы предпосылки учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Дошкольники, занимающиеся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» отличаются устойчивостью внимания, логическим мышлением, долговременной памятью, большим словарным запасом, в образовании которых использовались традиционные технологии, это отмечается, как учителями, так и психологом школы.
Основные выводы
Развитие игровой деятельности дошкольников в соответствии с педагогической технологией «Ступеньки гармонии» способствует формированию ключевых компетентностей. Достигаются положительные результаты по формированию предпосылок учебной деятельности. Участие в совместной игровой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей. Формирование предпосылок УД становится эффективнее при организации специальной деятельности, при которой выполняются следующие условия: интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Разработанная нами и апробированная в условиях нашего образовательного учреждения технология позволила существенно повысить уровень готовности к обучению и придать ему устойчивость.