Получи документы

Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»

Наталья Шестакова
Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников“» размещена в разделах

Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит специально организованной театральной деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает

в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры-драматизации;

- игры-представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основные функции специально организованной театрализованной деятельности :

- очищение, освобождение от негативных состояний;

- снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Методы, входящие в специально организованную театрализованную деятельность : сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, арт – терапия и др.

В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками.

Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Следует выделить некоторые специфические принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности :

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др., с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

- самостоятельный поиск решения творческих задач.

Следует отметить Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :

- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

- раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;

- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

- амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театрализованная деятельность, как средство коррекции включает в себя следующие компоненты: речевые игры и упражнения, упражнения и этюды, театральные игры и др.

Театральные игры

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Упражнения и этюды

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами).

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Речевые игры и упражнения

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с ЗРР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Работа над спектаклем

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей.

Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры.

Развиваются основные языковые функции:

- экспрессивная (вербальнообразный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Применение специально организованной театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- причинами возникновения эмоционального неблагополучия у детей являются особенности эмоционально-волевой сферы, на развитие которой влияют биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия;

- спектр эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте очень велик и требует своевременной коррекции;

- специально организованная театрализованная деятельность, являясь совокупностью коррекционных методов и методик, повышает эффективность коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников и может быть использована в деятельности воспитателя ДОУ.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Права дошкольников» Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении для детей негативных.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Перелюб» Перелюбского муниципального района Саратовской.

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так.

Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений» Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей» Цель: дать представление воспитателям о значении гимнастики для глаз, познакомить с задачами и методикой применения специальных упражнений.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей в детском саду» "Самое любимое и интенсивное занятие ребёнка - игра". Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребёнок ведёт себя подобно поэту. созидая.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность дошкольников. Виды театрализованных игр» Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Ныне резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать,.

Консультация для воспитателей «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников» В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 11:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шестакова (УИ 345094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД