Ольга Михайлова
Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : дать представление воспитателям о значении гимнастики для глаз, познакомить с задачами и методикой применения специальных упражнений для профилактики нарушений зрения у детей.
План консультации.
1. Актуальность профилактики нарушений зрения в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Роль воспитателя в профилактике нарушений зрения у детей.
3. Значение, задачи и методика применения упражнений для глаз в практике детского сада.
4. Тренинг воспитателей в применении основных видов упражнений для глаз.
5. Рефлексия.
В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Приобретенная миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость) все чаще появляются в диагнозах дошкольников, что вызывает тревогу врачей, родителей и педагогов. Конечно, на здоровье наших детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы. Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц. Над этим должны работать врачи, педагоги, специалисты по лечебной гимнастике и инструкторы по физической культуре. Большая роль в этом отводится воспитателям, ведь именно они проводят основное время с детьми. Интересные образные упражнения дети запоминают и повторяют дома. Важно привлечь к этому и родителей.
Воспитатель должен знать, что существуют противопоказания для детей с нарушениями зрения и определять нагрузку для таких детей строго по назначению врача. В основном, при миопии средней и высокой степени ограничиваются или исключаются в зависимости от диагноза, например угроза отслоения сетчатки, прыжки, сотрясения тела, резкие наклоны туловища, поднимание тяжестей, длительное статическое напряжение.
Целесообразно использовать специальные упражнения для глаз в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке. Так как воспитатели проводят основное время с детьми, у них есть возможность помочь детям сохранить хорошее зрение не только соблюдая все санитарно-гигиенические требования, но и активно применяя интересные игровые упражнения для глаз, которые очень нравятся детям. Рассмотрим методику гимнастики для глаз.
Задачи применения упражнений для глаз :
а) улучшение кровоснабжения тканей глаза;
б) укрепление мышечной системы глаза;
в) улучшение обменных и трофических процессов в глазу.
Специальные упражнения для глаз :
1. Упражнения для наружных мышц глаза :
а) прямых,
б) прямых и косых.
2. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы.
Упражнения заключаются в движениях глазного яблока по всем возможным направлениям и переводе взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
3. Самомассаж глаз.
Врачи рекомендуют использовать эти упражнения постепенно : в 12е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза; начиная с 3го занятия те же 2 упражнения выполняют 3 раза; затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 56, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 1,52 месяца, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 56 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.
Описание специальных упражнений для глаз.
Исходное положение — стоя или сидя.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (68 раз).
2. Посмотреть вверх — вправо, затем по диагонали вниз — влево (68 раз).
3. Посмотреть вверх — влево, по диагонали вниз — вправо (68 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (68 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (68 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (1011 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение — сидя.
8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 34 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 35 секунд, затем открыть на 35 секунд. Повторить 810 раз.
10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение — стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.
Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.
Очень полезно проводить эти упражнения с игрушкой для пальчикового театра, надетой на указательный или большой палец, так детям легче следить за ней глазами. Также актуально проводить упражнения с флажком, мячом, ленточкой, султанчиком,гимнастической палкой и применять специальные карты и схемы движения глаз.
Упражнения для наружных мышц глаза целесообразно выполнять одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении сидя или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).
Самомассаж глазных яблок производится легким надавливанием тремя пальцами на верхнее веко при закрытых глазах с частотой от 40 до 80 в 1 минуту, а также зажмуриванием с разной силой и морганием с разной частотой. Начинают самомассаж с 10 секунд, затем постепенно доводят до 1 минуты. Важно не прекращать эти занятия и дома. Поэтому воспитатели должны активно работать с родителями, показывать им необходимые упражнения.
Существует много интересных образных упражнений в стихах, которые легко запоминаются детьми и вызывают эмоциональный отклик.
Вот сейчас мы и потренируемся в их проведении. Воспитатели занимают удобное исходное положение сидя на стуле и упражняются в проведении физкультминуток для укрепления мышц глаз.
Комплекс "Веселая неделька для глаз"
Понедельник
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Упражнение " Ослик"
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Упражнение " Дождик"
Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели (то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали (вытирают лицо руками).
Туфли - посмотрите (показывают вниз и смотрят) -
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим (приседают)
Рефлексия.
Какие упражнения наиболее запомнились?
Какие упражнения показались трудными?
Показ картотек по упражнениям для глаз.