Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей»

Ольга Михайлова
Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : дать представление воспитателям о значении гимнастики для глаз, познакомить с задачами и методикой применения специальных упражнений для профилактики нарушений зрения у детей.

План консультации.

1. Актуальность профилактики нарушений зрения в дошкольном возрасте.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей“» размещена в разделах

2. Роль воспитателя в профилактике нарушений зрения у детей.

3. Значение, задачи и методика применения упражнений для глаз в практике детского сада.

4. Тренинг воспитателей в применении основных видов упражнений для глаз.

5. Рефлексия.

В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Приобретенная миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость) все чаще появляются в диагнозах дошкольников, что вызывает тревогу врачей, родителей и педагогов. Конечно, на здоровье наших детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы. Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц. Над этим должны работать врачи, педагоги, специалисты по лечебной гимнастике и инструкторы по физической культуре. Большая роль в этом отводится воспитателям, ведь именно они проводят основное время с детьми. Интересные образные упражнения дети запоминают и повторяют дома. Важно привлечь к этому и родителей.

Воспитатель должен знать, что существуют противопоказания для детей с нарушениями зрения и определять нагрузку для таких детей строго по назначению врача. В основном, при миопии средней и высокой степени ограничиваются или исключаются в зависимости от диагноза, например угроза отслоения сетчатки, прыжки, сотрясения тела, резкие наклоны туловища, поднимание тяжестей, длительное статическое напряжение.

Целесообразно использовать специальные упражнения для глаз в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке. Так как воспитатели проводят основное время с детьми, у них есть возможность помочь детям сохранить хорошее зрение не только соблюдая все санитарно-гигиенические требования, но и активно применяя интересные игровые упражнения для глаз, которые очень нравятся детям. Рассмотрим методику гимнастики для глаз.

Задачи применения упражнений для глаз :

а) улучшение кровоснабжения тканей глаза;

б) укрепление мышечной системы глаза;

в) улучшение обменных и трофических процессов в глазу.

Специальные упражнения для глаз :

1. Упражнения для наружных мышц глаза :

а) прямых,

б) прямых и косых.

2. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы.

Упражнения заключаются в движениях глазного яблока по всем возможным направлениям и переводе взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

3. Самомассаж глаз.

Врачи рекомендуют использовать эти упражнения постепенно : в 12е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза; начиная с 3го занятия те же 2 упражнения выполняют 3 раза; затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 56, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 1,52 месяца, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 56 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Описание специальных упражнений для глаз.

Исходное положение — стоя или сидя.

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (68 раз).

2. Посмотреть вверх — вправо, затем по диагонали вниз — влево (68 раз).

3. Посмотреть вверх — влево, по диагонали вниз — вправо (68 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (68 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (68 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (1011 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение — сидя.

8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 34 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 35 секунд, затем открыть на 35 секунд. Повторить 810 раз.

10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение — стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.

Очень полезно проводить эти упражнения с игрушкой для пальчикового театра, надетой на указательный или большой палец, так детям легче следить за ней глазами. Также актуально проводить упражнения с флажком, мячом, ленточкой, султанчиком,гимнастической палкой и применять специальные карты и схемы движения глаз.

Упражнения для наружных мышц глаза целесообразно выполнять одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении сидя или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).

Самомассаж глазных яблок производится легким надавливанием тремя пальцами на верхнее веко при закрытых глазах с частотой от 40 до 80 в 1 минуту, а также зажмуриванием с разной силой и морганием с разной частотой. Начинают самомассаж с 10 секунд, затем постепенно доводят до 1 минуты. Важно не прекращать эти занятия и дома. Поэтому воспитатели должны активно работать с родителями, показывать им необходимые упражнения.

Существует много интересных образных упражнений в стихах, которые легко запоминаются детьми и вызывают эмоциональный отклик.

Вот сейчас мы и потренируемся в их проведении. Воспитатели занимают удобное исходное положение сидя на стуле и упражняются в проведении физкультминуток для укрепления мышц глаз.

Комплекс "Веселая неделька для глаз"

Понедельник

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Упражнение " Ослик"

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

(Выполняются круговые движения глазами.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Упражнение " Дождик"

Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели (то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали (вытирают лицо руками).

Туфли - посмотрите (показывают вниз и смотрят) -

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим (приседают)

Рефлексия.

Какие упражнения наиболее запомнились?

Какие упражнения показались трудными?

Показ картотек по упражнениям для глаз.

Публикации по теме:

«Шагают наши ножки». Консультация и демонстрация специальных физических упражнений с использованием игрового сюжета«Шагают наши ножки». Консультация и демонстрация специальных физических упражнений с использованием игрового сюжета Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 Приморского района Санкт-ПетербургаОткрытое мероприятие.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для воспитателей. «Коррекция нарушений мелкой моторики рук у детей с использованием массажа». Консультация для воспитателей Коррекция нарушений мелкой моторики рук у детей с использованием массажа. В настоящее время массаж рассматривается.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Консультация для воспитателей «Общие рекомендации к проведению массажа с целью коррекции нарушений мелкой моторики рук» Консультация для воспитателей «Общие рекомендации к проведению массажа с целью коррекции нарушений мелкой моторики рук у детей».-массаж.

Консультация для воспитателей «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Развитие общей моторики и речи у детей с ДЦП посредством специальных игр и упражнений с элементами логоритмикиРазвитие общей моторики и речи у детей с ДЦП посредством специальных игр и упражнений с элементами логоритмики ВведениеДетский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей»
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 12:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД