Зоя Колоколова
Консультация для воспитателей. Дидактическая игра как средство познания окружающего мира (предметное окружение, мир природы)
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ детский сад №70 «Солнышко»
«Дидактическая игра, как средство познания окружающего мира (предметное окружение, мир природы)»
Выполнила: Колоколова З. В.
Воспитатель группы№10
г. Улан-Удэ
2020г.
Публикация «Консультация для воспитателей, Дидактическая игра как средство познания окружающего мира (предметное окружение, мир природы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд,
игра для них – серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Н. К. Крупская
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. А удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, проникнуть в суть доступных ему явлений позволяет дидактическая игра.
Через игру дети входят в сложнейший мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющий выбирать правильное поведение, креативный, умеющий не стандартно мыслить, ведущий здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объёмом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.
Через дидактические игры детей знакомят с миром природы, миром людей и миром предметов.
Представление у детей о предметном окружении, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании системы дидактических игр (игровой технологии). Она строится с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий, организации жизни дошкольников и руководства педагогом.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные. Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир, а другие предметы созданы природой (мир природы).
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
В процессе ознакомления с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр :
Три группы дидактических игр для ознакомления с предметным миром :
1. Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;
2. Игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;
3. Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях. Серия «Игры – раскладки» помогают определять предметы природного мира и предметы, созданные руками человека.
Игра : «Помоги Незнайке», где дети по просьбе любимого героя раскладывают картинки предметов природного и рукотворного мира в коробочки с соответствующими символами (человек, дерево). Серия «Игры – определения» направлены на определение и различения цвета, величины, формы, веса, строения, функции, для классификации предметов по разным признакам.
Игра «Найди нужный предмет», необходимо найти нужный предмет и поработать над составлением разных предложений, стараясь доказать свой ответ.
Для знакомства с предметами и их основными признаками можно использовать серию «Игры - загадки, отгадки».
Например: дидактическая игра «Угадай, какой предмет я загадала»
- Круглый, резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу. - Бумажный с листочками, на каждом листочке можно нарисовать рисунок. Для различения и названия разных признаков предмета и описания предмета поможет серия «Игры-описания» с использованием алгоритма описания и т. д.
Предлагаю вашему вниманию игру «Аукцион». Ведущий игры достает предмет, называя его. Участники игры поднимают руки и называют по одному свойству и качеству данного предмета, особо характеризуя материал. Предмет достается тому, ответ которого будет последним. Из серии с такими действиями, как «собери», «отремонтируй», «дорисуй» можно поиграть в такие игры : «Собери велосипед», «Собери предмет будущего», «Собери компьютер».
Серия «Игры - турне» и «Игры - путешествия» направлены на определения линии развития предмета и роль человека в преобразовании предмета. Это такие игры: «Что сначала - что потом?»,»Что было - что будет?» и другие, и игры - путешествия в прошлое предметов.
Игра «Раньше и теперь», надо найти пару предметов относящиеся к прошлому и настоящему. Объяснить, почему человек изменил предмет, которым пользовался в прошлом.
Рассмотрим игры второй группы, направленные на развитие у детей способов действий разного характера.
В серии «Игры - занятия с элементами опыта, эксперимента» дети знакомиться с материалами и их свойствами. Здесь можно играть в такие игры : «Почему птицы могут летать, а человек - нет?», «Когда это бывает?», «Мы - фокусники» и др.
Серии «Игры-опыты» - «Мир бумаги», «Мир металла», «Родственники стекла» и др.
Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры: «Оглянись вокруг», «Чем был, чем стал», «Аукцион» и др., побуждая самостоятельно описывать предметы и их признаки, способствуют формированию у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно - следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
Предлагаю игру «Расскажи о себе» по алгоритму. Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет, картинку которого ему дают, он ее не показывает никому. Задача: описать «себя», не называя предмет (форма, цвет, размер, материал, предназначение, детали).
Игры третьей группы дидактических игр, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию мира, включают в себя серию игр - «Игры - преобразования», «Используй по- другому», «Измени предмет». Серия «Игры - преобразования» расширяют понимание многофункциональности использования предметов.
Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением.
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния.
В играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др., картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки).
Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.
При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
- Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.
Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно - образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Процесс экологического воспитания планируем и осуществляем с учетом возрастных особенностей дошкольников:
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
Игры для второй младшей группы «Посади огород» - овладение действием замещения. «Узнай на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький, «Такой листок, лети ко мне» - упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) – закрепить названия деревьев. «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
«Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез). «Найди ошибку» (сюжетные картинки) – развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» Рекомендуемые игры - «Что, где растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы.
«Вершки и корешки» - закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. «Найди цветок, какой покажу» - учить детей находить цветы по показу. «Четвертый лишний» (овощи) – учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. «Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
«Отгадай загадки о птицах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Опиши, мы отгадаем» - учить детей классифицировать растения по их признакам.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают всё необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду. «Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых. «Созрело - не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
«Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях.
«Угадай по описанию» (перелетные птицы, «Почтальон принес посылку» -
«Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. «Цветочный магазин» - учить детей описывать нужное им растение. «Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания о процессе формирования бабочки.
«Летающие семена» - учить классифицировать семена на косточковые и летающие. «Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Игры должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр осуществляю при соблюдении следующих требований к данным играм :
от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра по возможности продолжает последовательность действий, событий предыдущей;
после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении или закреплении знаний об окружающем, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений.
Таким образом, дидактические игры – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания и своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности.