Марина
«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё поведение - это активный период становления личности ребёнка. Каким человеком вырастет ребёнок, как сложится его жизнь, его взаимоотношения с окружающим миром, какими сформируются у него представления о нравственной стороне жизни, зависит от воспитания. Воспитание - процесс сложный и длительный.
Публикация «„Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Кому же принадлежит ведущая роль в воспитании личности ребёнка – детскому саду или семье? Бесспорно, приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье! В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается, что «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребёнка».
Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита ребёнка, его убежище. Назначение семьи, родителей – открыть ребёнку огромный мир, научить его жить в окружающем мире, подготовить его к будущей жизни - дошкольники во всём полагаются на взрослых.
Окружающий мир, в котором живут дети, начинает входить в их жизнь постепенно. Мир природы, мир языка, мир общения. Дошкольники живут и активно осваивают окружающий мир с его законами и правилами, действуют в контакте с миром людей и предметов. Предметный мир многообразен – это и сами предметы окружения, и отношения, и взаимодействия. Дети, общаясь с взрослыми, перенимают их манеру поведения и человеческих отношений. Окружающая среда, предметный мир – всё это влияет на развитие ребёнка, его речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры и правил общения между людьми.
Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие, а современным детям дошкольного возраста не свойственна созерцательность, они всегда стремятся к активному взаимодействию с окружающей их средой, что порождает у них множество вопросов, пробуждает любознательность, желание и стремление узнать больше. Правда, видят дети окружающий мир и понимают его по - своему. Со временем жизненный опыт обогащается, но сначала дошкольники познаёт то, что их окружает дома, в детском саду.
Современный мир насыщен информацией, и детям уже с дошкольного возраста известно, что такое «компьютер», «диск», «планшет». Определённую роль играют и впечатления от ежедневного общения с людьми, мировосприятие детей определяется и той информацией, которую они получают из интернета, телевидения, радио. У детей в памяти остаётся много неосознанной информации, порой обобщить её они не могут, поэтому главная задача родителей – помочь им. Одновременно они не должны забывать о том, что тоже должны учиться, развиваться, чтобы сохранять ведущие позиции в воспитании и развитии своего ребёнка, быть для него интересными личностями.
Роль накопления багажа знаний в дошкольном возрасте гораздо значительнее, чем можно себе представить, и если родители это понимают, то они гораздо внимательнее относятся к воспитанию и образованию своих детей.
Ещё Ф. Г. Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что – то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».
Дети дошкольного возраста очень любознательны, их интересует всё новое, неизведанное, открытия происходят для них каждый день. И именно родители должны удовлетворить детскую любознательность, способствовать повышению познавательной активности, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, овладение способами его познания, помочь проникнуть в суть доступных ему явлений, открыть мир предметов и отношений, рассказать об их назначении и смыслах, учить правильному обращению.
В современном мире из – за сокращения свободного времени у родителей, наблюдается уменьшение времени общения с детьми. Для родителей гораздо проще включить ребёнку мультфильм, посадить его за компьютер, вместо того, чтобы поговорить с ним, пообщаться, заняться творчеством, поиграть. Поэтому всё чаще случается, что дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками и новыми для них взрослыми, они не готовы слушаться взрослых, не способны на требуемом уровне контролировать свои поведение и эмоции.
Родителям необходимо помнить, что общение всё – таки необходимо, так как это самый лучший способ установления доверительных отношений с детьми. Детям необходимы не только игрушки, компьютеры, планшеты, сладости, но и общение в чистом виде с близкими людьми, с мамой и папой, которые дают детям модель отношений с миром и друг с другом. Детям очень важно смотреть на близких и любимых, слышать их голос, ощущать его, видеть их улыбку. Общение с близкими взрослыми, новые впечатления, чувство безопасности приносят детям массу положительных и радостных переживаний.
Дети, лишённые этого общения впадают в тоску, их личность травмируется, замедляется и искажается психическое развитие, поэтому родителям важно помнить о том, что чем больше они общаются с детьми, тем интенсивнее идёт их физическое и психическое развитие.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи.
В. А. Сухомлинский считал, что жизненный уклад семьи играет важную роль в жизни ребёнка потому, что именно в семье формируются главные нравственные устои человека.
Дети постоянно наблюдают за своими родителями. Им интересно всё : о чём разговаривают родители и с кем, какими словами, какими интонациями; как относятся к людям, к работе, к животным; чем увлекаются. Родители часто не отдают себе отчёт в том, сколько создаё тся вокруг детей обучающих ситуаций: как следует относиться к старшему поколению в семье, как разговаривать по телефону, встречать гостей, реагировать на болезнь близких, на чью – то радость и успех. И если реальное поведение близких людей противоречит провозглашённым ими же принципам, то рассчитывать на моральное поведение ребёнка сложно.
Уровень развития дошкольника : багаж знаний, умений, представлений об окружающем мире, нравственное развитие - всё это зависит от того, о чём родители разговаривают с детьми, какие книги им читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть, как организуют их режим, как поощряют правильные и осуждают неправильные действия своих детей.
Конечно, родители имеют своё собственное отношение к педагогическим воздействиям общества, они имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль взаимоотношений с детьми.
Я. Корчак так определил бесполезность рекомендаций типа «Делай, как мы» :
«Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения… Велеть кому – ни будь дать тебе готовые мысли о воспитании, всё равно, что поручить чужой женщине родить твоё дитя… мысли, которые рождаются в муках, они – то самые ценные».
(Я. Корчак, 1976).